В конце июля Байкальск, расположенный в соседнем Приангарье, оказался между двух разбушевавшихся рек. Уровень воды в Солзане и Харлахте за одну ночь поднялся так, что в городе ввели режим ЧС. Жителей десятков подтопленных домов эвакуировали.
Ещё тогда местные СМИ писали, что наводнение в Байкальске может обернуться как минимум двумя экологическими катастрофами. Дело в том, что через обрушившийся мост, который ведёт на территорию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (далее – БЦБК), проходят канализационные трубы. Если бы их прорвало, все нечистоты хлынули бы прямо в священное озеро.
Ещё одну угрозу таит само предприятие. Хотя его закрыли ещё несколько лет назад, вопрос, связанный с ликвидацией отходов БЦБК – а это более шести миллионов тонн – до сих пор остаётся неразрешимой задачей для властей. Сегодня они хранятся в так называемых «картах-накопителях», дно которых покрыто водонепроницаемым экраном, а стенки изолированы слоем асфальта. Отходы эти представляют собой шлам-лигнин, золу от сжигания шлам-лигнина, золу и шлаки от сжигания угля и содержат большое количество различных загрязняющих веществ. Три года назад учёные предупреждали: любое серьёзное землетрясение или сель могут «отправить» всю токсичную органику прямиком в озеро. В этом случае ущерб будет сопоставим с непрерывным сбрасыванием в «жемчужину Сибири» сточных вод комбината в течение... 700 лет.
Однако иркутские власти заверили, что ситуация находится на особом контроле. Об этом, в частности, сообщил министр природных ресурсов и экологии Андрей Крючков.
- В картах-накопителях сейчас установлено оборудование, с помощью которого с осуществляется балансировка воды. Техника откачивает 300 кубометров в час. Карты сейчас в удовлетворительном состоянии, экологической угрозы нет, – цитировала его пресс-служба регионального правительства.
Однако представители экологической организации «Зелёный фронт» спокойствия чиновников не разделяют. По мнению экоактивистов, священное озеро оказалось под угрозой. Они обратились в межрайонную природоохранную прокуратуру, которая, в свою очередь, направила в Байкальское межрегиональное управление Росприроднадзора требование о проведении внеплановой проверки.
- Проверка прокуратуры показала, что «Дирекция по эксплуатации гидротехнических сооружений и ликвидации экологического ущерба», уполномоченная на проведение мероприятий по ликвидации последствий паводка и недопущению причинения вреда окружающей среде, оказалась не готова к сложившейся ситуации из-за отсутствия материально технических ресурсов, – говорится в письме, который «Зелёный фронт» прислал в редакцию infpol.ru.
Минприроды, по мнению общественников, не приняло должных мер для того, чтобы обеспечить безопасность «карт-накопителей» (где плещутся токсичные отходы), находящихся, между прочим, в госсобственности Иркутской области.
- Также прокуратура указывает, что обильные осадки создали реальную угрозу схода селевых потоков на горных реках Слюдянского район. Из-за этого может возникнуть аварийная ситуация на территории объектов, связанных с БЦБК, и нарушиться жизнеобеспечение Байкальска, – пояснили в организации.
Председатель МОО «Зелёный фронт» Сергей Виноградов рассказал, что, по его информации, часть надшламовых вод из карт-накопителей была откачана на неработающие очистные сооружения БЦБК и оттуда – в пруд-отстойник, откуда шёл перелив в Байкал.
- 7 августа сотрудники лаборатории биогеохимии Лимнологического института СО РАН подошли на лодке к месту впадения стоков в озеро в створе пруда-отстойника БЦБК. Взятые анализы передали в лабораторию. Заключение по результатам проб мы незамедлительно передадим в главное контрольное управление президента России, куда обратились ранее, – подчеркнул Сергей Виноградов.
«Риск повторения катастрофы существует»
Большой пост на эту тему несколько недель назад опубликовал в соцсетях Николай Будуев, который представляет интересы нашей республики в нижней палате российского парламента. Депутат заявил, что сейчас его «как никогда беспокоит судьба Байкала».
- Я чувствую ответственность за него и как член комитета Госдумы по природопользованию, и как гражданин, – заявил он на своей страничке в Facebook. – Уже давно известно, что мощные сели в районе Байкальска происходят раз в 40 лет. Последний был в 1971 году – тогда в Байкал смыло 20 километров Транссиба, а движение на трассе «Иркутск – Улан-Удэ» оказалось полностью парализовано. Судя по текущей ситуации и прогнозам синоптиков, риск повторения катастрофы – хоть и минимальный – существует.
Парламентарий напомнил, что сегодня на пути потока – шесть с лишним миллионов тонн шлам-лигнина и более двух миллионов тонн золы, «оставшихся от БЦБК».
- Если всё это попадёт в Байкал, нам с вами не избежать экологической катастрофы международного масштаба. И виновата тут будет совсем не природа, а люди, по вине которых рекультивация отходов ЦБК не может начаться вот уже пять лет. Сегодня стихия может нас помиловать, но это дело времени, – уверен народный избранник. – Правительству Иркутской области уже не раз предлагали отказаться от дорогостоящей, технологически не проработанной и слишком долгой (14 лет) процедуры, предложенной «РГ Экологией», в пользу захоронения обезвреженного и обезвоженного шлам-лигнина в тех же картах Солзанского полигона с их последующей рекультивацией.
По мнению Будуева, как только вода уйдёт, необходимо сделать всё возможное, «чтобы работы по рекультивации отходов начались немедленно».
- Как и в случае с очистными мы должны действовать по принципу «лучше неидеально, но быстро, чем идеально и никогда», – добавил он.