В начале июля на Амурском судостроительном заводе в Комсомольск-на-Амуре побывала делегация Тихоокеанского флота. Гости ознакомились с ходом строительства новейших корветов проекта 20380 «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий». Тогда в пресс-службе Восточного военного округа сообщили, что заместитель командующего ТОФ по вооружению, контр-адмирал Игорь Королёв и офицеры технического управления осмотрели корветы на стапеле, оценили степень их готовности и отметили, что «работы идут со значительным опережением утверждённого графика».
Предполагалось, что уже в августе корабль, названный в честь Алдара Цыденжапова, спустят на воду для проведения заводских ходовых и государственных испытаний. Но недавно зампредседателя комитета Совфеда по обороне и безопасности Баир Жамсуев заявил: произойдёт это лишь осенью. Торжественная церемония вывода корвета из цеха состоится 5 сентября.
- Делегация Агинского бурятского округа примет активное участие в этом историческом событии, – рассказал забайкальский сенатор на совещании в посёлке Агинское, которое состоялось в минувшую среду, 14 августа. – Уже этой осенью корабль спустят на воду для проведения заводских ходовых и государственных испытаний. Планируется, что в состав Тихоокеанского флота он войдёт в 2020 году.
Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» является третьим в проекте 20380 (проект многоцелевых боевых надводных кораблей второго ранга ближней морской зоны – прим. авт.), который построят на Амурском судостроительном заводе в Комсомольск-на-Амуре для Тихоокеанского флота. Он является воплощением самых передовых инженерных идей и конструкторских разработок. Ранее СМИ называли основные характеристики судна: водоизмещение (стандартное – 1800 тонн, полное – 2220 тонн, длину (наибольшая – 104,5 метра) и ширину (13 метров). Автономность плавания по запасам провизии составляет 15 суток, а экипаж – 99 человек.
В феврале 2015-го в эксплуатации находилось четыре корвета проекта 20380. Они предназначены для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путём нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах, а также для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.
Алдар Цыденжапов стал первым матросом, кому со времён Великой Отечественной войны присвоили звание Героя России. В сентябре 2010 года во время вахты на эскадронном миноносце «Быстрый» он предотвратил пожар в машинном отделении, который случился всего за несколько часов до выхода в море. Тогда произошёл разрыв топливного трубопровода. Горючее под огромным давлением хлынуло в отсек. От искры оно вспыхнуло, и за секунду трюм превратился в ад. Через несколько минут корабль взлетел бы на воздух.
19-летний машинист котельной бросился в самое пекло, чтобы прекратить подачу топлива и предотвратить взрыв. Одежда горела, в дыму было нечем дышать, но он продолжал закручивать вентиль и покинул отсек только когда пламя ослабло. Алдара в тяжелейшем состоянии увезли в госпиталь во Владивостоке. Уже там медики установили, что у матроса обгорело почти 100 процентов кожи. Врачи четыре дня боролись за его жизнь, но 28-го сентября 2010 года Алдара не стало. Юношу похоронили в родном посёлке Агинское. Ценой своей жизни он спас от гибели весь экипаж – 300 человек.
Этому подвигу ранее посвящали песни и спектакли, проводили в честь погибшего моряка митинги и тематические уроки в школах. А в 2017-м году его имя присвоили улан-удэнской СОШ № 57. Минувшей осенью в Сети появился клип под названием «Алдар баатар» («Алдар – герой»). Композицию исполнили ребята из детской вокальной студии «Мүнгэн хонхонууд» («Серебряные колокольчики»), облачённые в матросскую форму. Кстати, в конце июля в Бурятии предложили учредить медаль Алдара Цыденжапова. Возможно, новая награда появится уже в следующем году.