Впервые за 12 лет мэра столицы Бурятии Улан-Удэ будут избирать всенародным голосованием. Популярное сетевое издание Тайга.инфо накануне опубликовало большой аналитический материал, в котором рассказывается, как проходит предвыборная кампания в Улан-Удэ. Приводим его с некоторыми сокращениями.
В 2007 году тогдашний градоначальник Геннадий Айдаев, еле победив своего оппонента от КПРФ Александра Толстоухова (а по городской легенде и вовсе проиграв кампанию), решил не рисковать.
С его подачи в городе ввели «защиту от дурака» - пост сити-менеджера, избираемого конкурсной комиссией. Номинальным же мэром стал председатель горсовета Александр Голков. Впрочем, защита не сработала, и в дураках остался сам Айдаев, с треском пролетевший мимо должности сити-менеджера.
По злой иронии судьбы, Голков на выборах 2013 года столкнулся на своем округе все с тем же Александром Толстоуховым, и вполне мог проиграть, если бы не внезапное и очень странное самоубийство своего соперника прямо в ночь перед выборами.
В феврале 2019-го Голков ушел в небытие, а кандидатом от республиканских властей на должность мэра Улан-Удэ был десантирован Игорь Шутенков, первый зампред регионального правительства. Назначение прошло по «путинской» схеме: глава Бурятии Алексей Цыденов под камеры отправил своего первого зама управлять городским хозяйством, «чтобы жители города реально почувствовали изменение ситуации». Даже визуальный ряд совпал до малейших деталей, разве что часы Цыденов носит не на правой руке.
Совпали и другие детали: ставку сделали на ту же модель, которую использовали на выборах самого Цыденова - несколько спойлеров вокруг основного кандидата. Даже основной из них тот же - шоумен и политтехнолог от КПСС Батодалай Багдаев. Правда, в этот раз решили все же не рисковать и допустить до выборов одного из тяжеловесов региональной политики - кандидата от КПРФ сенатора Вячеслава Мархаева. Напомним, на выборах главы Бурятии в 2017 году ему не удалось преодолеть муниципальный фильтр.
Образ «сильного человека»
«Большой человек», как называют Мархаева в рескоме компартии, тесно связан с регионом: экс-депутат Госдумы от Бурятии, бывший командир бурятского ОМОНа и, по сути, народный герой чеченской кампании, сведший к минимуму потери среди бойцов своего подразделения. В августе сибирский сенатор привлек к себе внимание многих СМИ, не побоявшись сказать, что действия силовиков в Москве были неправомерными.
К сожалению, вся его предвыборная кампания строится только на героическом прошлом и образе «сильного человека».
В итоге, даже если сенатор и не очень стремится выборы выиграть (а такой вариант упускать из виду тоже нельзя — его кампания пока не очень активна), волна протестного голосования может вынести его в мэры Улан-Удэ.
И вот тогда властям республики придется вместо комфортного и вполне управляемого Шутенкова иметь дело с самодостаточным Мархаевым. И значит, кроме рапортов об успехах, придется заниматься и реальной политикой. А к этому внутриполитический блок администрации Цыденова пока не очень-то и готов.
Спойлеры
Впрочем, всю серьезность ситуации понимают и в штабе Шутенкова, и поэтому ведут свою контркампанию по отношению к коммунистам. Сначала, еще в апреле, выбили основного политтехнолога регионального отделения КПРФ Галсана Дареева, разменявшись с ним на пост ректора Бурятской государственной сельскохозяйственной академии (БГСХА). Следующим шагом стало использование национальной карты: в качестве кандидатов-спойлеров от системных «Справедливой России» и ЛДПР выдвинули двух бурят - Геннадия Бадмаева и Николая Чимитова. Причем первый из них до боли напоминает внешне Геннадия Айдаева, в отношении которого все плохое уже постепенно забылось.
Поняв, что с «нацтемой» палку все же перегнули, штаб Шутенкова запустил на выборы в качестве самовыдвиженцев двух «околокоммунистических» кандидатов - националиста и трезвенника Алексея Карнаухова и бывшего представителя «Правого дела» Евгения Меньшикова, просившегося на выборы в горсовет от коммунистов.
Разумеется, оба они подписи сдать не смогли, причем Карнаухов просто громко обвинил «кого-то» в запугивании своих сборщиков. Меньшиков же подписи собрал и даже сдал в городской избирком, но ожидаемо не прошел их верификацию, обвинив в некачественной работе сборщиков КПРФ. При этом помогал ему в сборе и подготовке документов штаб Шутенкова - информацию об этом Меньшиков сам по случайности разместил у себя в фейсбуке, опубликовав фото с сотрудниками штаба.
Роль основного критика Мархаева и «непримиримого коммуниста» досталась уже упомянутому Батодалаю (Бато) Багдаеву, который в этот раз, правда, стал перебарщивать с эмоциями, словно стараясь снизить свой процент. Гендиректор городской газеты «Улан-Удэ: город добрых традиций», входивший в ближний круг экс-мэра Голкова, Бато известен своим эпатажными акциями на грани фола.
Последняя из них, «Выгоню нечисть из мэрии», даже была использована как повод отстроить его от роли спойлера - на следующий день Багдаев был уволен решением учредителя. Впрочем, практически никто не сомневается, что после выборов он вернется на старое место - творческими (и доказавшими свою надежность) людьми разбрасываться нельзя.
«Темная лошадка» от Даши Намдакова
Еще одним спойлером чуть было не посчитали другого бывшего зампреда правительства Цыденова - Мункожапа Бадмаева. Выпускник физфака МГУ и уроженец Кижингинского района Бурятии, он считается в республике близким к известному скульптору Даши Намдакову человеком.
Заявившийся в качестве самовыдвиженца, Бадмаев был сначала воспринят местными экспертами как еще один кандидат «против Мархаева». Однако довольно быстро стало очевидно, что бывший зампред по инфраструктуре, а позже руководитель постпредства в Москве, играет по своим правилам и настроен вполне всерьез. К тому же, как человек еще недавно системный, он скорее выбивает часть электората у Игоря Шутенкова и способен собрать голоса тех, кто не готов голосовать за и.о. мэра и кому не нравится Мархаев.
Слухи о привезенных им «двух чемоданах денег» быстро поползли по региональным СМИ, и многие уже готовы были «пилить бюджеты», но Бадмаев выбрал совершенно иную стратегию собственного продвижения, сделав упор на digital-рекламу и соцсети. С учетом того, что в Улан-Удэ высокое проникновение интернета, такая кампания вполне способна принести Бадмаеву приличное число голосов.
Причем очевидно, что несмотря на отказ в регистрации, Бадмаев сдаваться не планирует и играет «вдолгую», вплоть до участия в выборах главы Бурятии в 2021 году. Многие в республике уверены, что кандидатура Мункожапа Бадмаева рассматривалась на этот пост одновременно с Алексеем Цыденовым. Возможно, именно это и создает дополнительную нервозность в штабе Шутенкова.
Вернуться в вице-мэры
Особняком стоит в списке претендентов и Алексей Хандархаев, бывший вице-мэр времен Голкова. Практически неизвестный горожанам, он и выдвинулся от «Гражданской платформы», не пользующейся никакой популярностью в Бурятии.
Первая и последняя яркая попытка партии войти во власть связана с именем Геннадия Айдаева, который попытался избраться от нее в Народный Хурал Бурятии. Не получив желанного мандата, Айдаев интерес к партии утратил. Как и близкий к бизнесмену Михаилу Прохорову Зоригто Саханов, спортивный менеджер из Москвы. В данное время «ГП» представлена только одним депутатом Народного Хурала - буддийским священнослужителем из Закаменска Баяром Цыденовым (Молон-ламой).
При этом выдвижение Хандархаева почти наверняка не было согласовано с властями: пул «штабных» телеграм-каналов неодобрительно высказывается по отношению к действиям кандидата.
Скорее всего, для него участие в выборах - попытка напомнить о себе и сыграть в игру, которая однажды уже помогла ему занять место вице-мэра. Непримиримый критик Александра Голкова и его конкурент за место председателя горсовета тогда в результате аппаратного соглашения занял теплое кресло. Аналитики сходятся во мнении, что подобную сделку Хандархаев предложит и вновь, но уже новому мэру города.
Уроженец Потсдама, не ставший своим
И.о. руководителя городской администрации Игорь Шутенков - опытный аппаратчик и финансист. Бывший начальник налоговой инспекции, многолетний министр финансов в правительстве Наговицына, первый заместитель Алексея Цыденова - всю свою жизнь Шутенков провел на службе, но при этом не попадал в неприятные истории.
При этом нельзя однозначно отнести его к какому-либо из кланов в региональной элите. Уроженец Потсдама, он не стал своим для «семейских». Привлеченный в свое время в региональную власть бывшим первым зампредом Иннокентием Егоровым, Шутенков не стал и «его человеком».
Цыденов, мало кому доверяющий в регионе, тем не менее, считает Игоря Шутенкова своим соратником. И в этом смысле у и.о. сити-менеджера очень неплохая поддержка. По сути, он является самым «ресурсным» и опытным кандидатом на пост мэра Улан-Удэ.
В плюс, но одновременно и в минус Шутенкову играет его позиция по отношению к одиозной команде Александра Голкова. Пришедший в мэрию в феврале этого года, он не стал рубить сплеча и выгонять всех близких к бывшему мэру людей. Насколько известно, сейчас в отношении чиновников мэрии действует принцип tabula rasa - все, что было ранее, не считается.
Головы же можно лишиться, только совершив грубую ошибку, как это было с Константином Мошковским, председателем комитета городского хозяйства. Не выполнивший несколько поручений подряд, он вынужденно покинул городскую администрацию «по собственному желанию».
Большинство участников предвыборной гонки, скорее всего, добьются запланированных результатов: кто-то должности, кто-то кресла в горсовете. Интригует, пожалуй, только Мункожап Бадмаев, который, в случае своего возвращения по решению суда в число кандидатов, может вплотную приблизиться к двум лидерам. Если, конечно, микротаргетинг в соцсетях сможет привлечь избирателей Улан-Удэ.