Убийство леса происходит на глазах лесников и участкового, говорят люди. От варварской рубки пересохли несколько озёр, в том числе лечебное, к которому раньше за спасением приезжали страдающие от кожных заболеваний жители республики. Не ровен час, из-за чьей-то жадности лес полностью погибнет.
Корреспондент «Информ Полиса» отправился в район, чтобы проверить, действительно ли всё так, как говорят его жители.
«Добро пожаловать, вор!»
Именно так выглядит въезд в Курбинское лесничество Заиграевского района. Он оснащён ярко выкрашенным и приветливо распахнутым шлагбаумом. Что творится за ним, похоже, никто из контролирующих органов не знает. По обе стороны лесной дороги – удручающее зрелище: сухие и совсем свежие пни деревьев, залежи пожелтевших и ещё зелёных верхушек и веток, брошенных за ненадобностью. Лесничество похоже на кладбище, словно надгробиями усеянное пеньками.
А может, всё это происходит с молчаливого согласия тех, кто должен следить за порядком? По крайней мере, у нас сложилось такое впечатление, когда мы проехали вдоль леса и прошли в глубь него, на каждом шагу спотыкаясь о пни и мёртвые кроны. В один момент в левой части лесничества мы услышали звон пилы и устремились на звук. Вероятно, услышав нас, лесорубы вдруг притихли и скрылись. Для этого у них есть удобные пути отхода. Отсюда лес вывозится на пилорамы в село Новая Курба. Их тут несколько, все щедро усыпаны древесиной.
Проехав лесничество, мы приблизились к границе с Хоринским районом. Неподалёку застали очередное наполовину высохшее озеро. Некогда здесь отдыхали перелётные птицы, теперь же их совсем мало. Там, где раньше была вода, сейчас лишь след от глинистого дна.
Тут либо пьют, либо валят лес
Додо-Гол – небольшой малолюдный улус в Хоринском районе. В этой деревне царит дружба народов, и русские жители свободно говорят на бурятском языке. Один из них – местный пастух Александр Павлов. По словам мужчины, убийц леса он видит почти каждый день, но лесникам нет дела до нарушителей.
- Я постоянно вижу «черных» лесорубов, готовят и вывозят местный лес по этой дороге, - говорит Александр, вышедший нам навстречу. – Я, как встречу, говорю им: «Не рубите возле нас. У себя там рубите» (возле Новой Курбы. – Прим. авт.). Хама угы им… Каждый день работают, могут днём приехать, навалить, а ночью вывезти. Лесникам сколько говорили – толку нет.
Жительница улуса Наталья Цыренова застала времена, когда местное лечебное озеро было полноводным.
- Мы когда были маленькими, ходили купаться к этому озеру, - рассказывает она. – Приезжали люди из соседних деревень, из города даже. Его вода и глина имеют целебные свойства – помогают при кожных заболеваниях. У моего старшего внука псориаз был. Ходил туда, купался, сейчас нет псориаза. Раньше лебеди прилетали к озеру, все перелётные птицы собирались здесь осенью, набирались сил. Теперь озеро обмелело из-за вырубки леса в Курбинском лесничестве. Лесоохрана приезжает, смотрит, ночью тоже. Но лесорубы как рубили, так и рубят.
Как говорит бывшая староста села Сэсэгма Цыренжапова, в варварской вырубке участвуют и совсем молодые сельчане. В деревнях нет работы, тут либо пьют, либо валят лес.
- Возле нашего села тоже вырубают, а смотрится, как будто мы рубим. Мы же верим в духов местности. Это большой грех. Когда у нас проходят молебны, мы объезжаем сразу четыре горы, тогда как другие обычно ездят на одну. Потом мы спускаемся к озеру, где читаются молитвы. Считается, что у местных гор есть свои духи-хранители: Даши Жамсо, Дылгыр Хан, Баян-Хонгор и Сангийн Ундыр. И, наверное, люди гневят их, вырубая лес. Но на селе без этого как? Раньше магазин был, садик, школа, ферма. Жить надо, а работы нет. Молодёжь пытается на лесе заработать.
Ближайшее к Додо-Голу озеро мелеет последние четыре года, говорит женщина.
- Мне кажется, это из-за вырубки леса. Да ещё пожар верховой года два назад был, почти до Додо-Гола добрался, страшно было. Я как раз одна осталась, наши в город уехали. Слышу – гул стоит, дым чёрный валит. Схватила шланг и стою, жду. Думала, попадёт на сено, оно махом вспыхнет. Слава богу, от нас ветер подул и пожар не дошёл. Наверное, бурхан увидел, - вспоминает пенсионерка.
Несмотря на отсутствие заработка, в Додо-Голе многие пьют. Те, кто пытается заработать, рубят и вывозят лес. Не от хорошей жизни, говорят местные. Древесину вывозят на «волгах», «москвичах» и даже «уралах», для этого достаточно смекалки и «рогатого» прицепа вместо люльки. «Спецтранспорт» виден издалека, как правило, это машины без номеров. Один такой «Москвич» с усиленной кабиной для прицепа мы встретили у жилого дома в Курбе, когда возвращались из Додо-Гола.
- Ни бога, никого не боятся, - говорит Сэсэгма Цыренжапова. – Раньше, чтобы срубить деревце, брызгали, разрешения просили у богов. И то, если что брали, только для личных нужд, а не ради денег. Китайцы раньше брали только кругляк, теперь же и мелкие сосны идут в ход – купили специальный станок и делают китайские рейки.
В пример додо-гольцы приводят Талецкое лесничество. Картина здесь действительно другая. Нетронутый лес – признак хорошей работы местных лесников и участкового. Чтобы не быть голословными, мы сделали снимки и видеозаписи удручающих пейзажей Курбинского леса. Надеемся, этот сигнал тревоги не останется без внимания властей. Ведь что это, если не неприкрытое воровство и безнаказанное уничтожение природы Бурятии?
Почему из-за вырубки гибнут водоёмы?
Леонид Убугунов, директор Института общей экспериментальной биологии Сибирского отделения РАН, почвовед-агрохимик, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России:
- Многие знают, что водоёмы пересыхают из-за вырубки леса, но немногие понимают, как именно это происходит. Лес, словно губка, накапливает, удерживает и постепенно возвращает влагу. Если не будет леса, то при обильных осадках вся вода попадёт в ручьи, а затем в реки, резко повысив их уровень. Корни, листва и хвоя деревьев впитывают в себя влагу, задерживая её, и почва успевает ею пропитаться. К тому же после вырубки на земле зачастую остаются верхушки деревьев, которые со временем гниют, привлекая опасных вредителей. Их наплыв также может стать результатом лесных пожаров.