В Санкт-Петербурге 22 августа в государственном Эрмитаже состоялась церемония передачи скульптуру императрицы Екатерины II настоятелю Анинского буддийского монастыря в Бурятии Легцок ламе Дарижапову. Копию прижизненного бюста императрицы создали петербургский архитектор Вячеслав Бухаев и скульптор Матвей Макушкин. После революции 1917 года оригинал бюста был уничтожен. Об этом сообщают «Невские новости».
Российские буддисты в 1766 году признали Елизавету Петровну и Екатерину Великую, а впоследствии и других российских императоров, земными воплощениями Белой Тары и поклонялись им как божествам. Белая Тара в буддизме - это семиглазое божество, которое символизирует собой всеведение и сострадание.
- Это связано с тем, что императрица Елизавета Петровна в 1741 подписала манифест о признании буддизма официальной религией России. По сути, буддизм стал второй официально признанной религией после православия. А Екатерина Великая в 1764 году подписала указ о единоначалии в буддизме, о признании института главы. С тех пор прошло 255 лет. Когда она этот титул даровала первому Хамбо Ламе Заяеву, она собственноручно передала мраморный бюст, который впоследствии был передан главе одного из древних бурятских родов для хранения в алтаре, - сказала Алла Намсараева, пресс-секретарь Иволгинского дацана.
Бюст, действительно, был помещен в алтарь главного храма одного из старейших монастырей Бурятии – Анинского дацана. А сам дацан стал фамильным буддийским храмом династии Романовых. Поклоняться династии Романовых российские буддисты продолжали до 1917 года. После революции храм был разрушен, бюст Екатерины II уничтожен.
Петербургский архитектор Вячеслав Бухаев вместе со скульптором Матвеем Макушкиным воссоздали легендарную скульптуру. Ее передали нынешнему настоятелю Анинского дацана Легцок ламе Дарижапову. Торжество прошло в зале государственного совета Эрмитажа в рамках заседания всемирного клуба петербуржцев. Провел его президент клуба петербуржцев, директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
- Для нас очень важно, что это происходит в стенах Эрмитажа, потому что Эрмитаж очень много исследует буддийскую историю, культуру. Не только исследуем, но и представляем ее людям, а наша экспозиция буддийского искусства - одна из лучших коллекций, показывающих связи буддийского мира и Российской империи, - подчеркнул Михаил Пиотровский.
Прежде чем приступить к работе, архитектор Вячеслав Бухаев изучил более 30 скульптурных и портретных изображений императрицы, хранящихся в коллекциях Эрмитажа и Русского музея, чтобы облик получился наиболее аутентичным. Высота современного бюста 50 см, а весит он 25 кг.
После передачи скульптуры буддийская делегация доставит ее поездом в Улан-Удэ, и она вновь займет почетное место в алтаре Анинского дацана «Галдан Шаддувлинг» в Хоринском районе, который в настоящее время восстанавливается.