Вроде бы в городе, но в то же время нет - именно так живут люди в ближайших к Улан-Удэ посёлках Сотниково и Нижний Саянтуй. И хотя до города добираться им в разы проще и быстрее, да и работают люди преимущественно в Улан-Удэ, они всё равно считаются районными жителями и вынуждены решать многие дела в райцентре.
Между посёлками и городом давно стёрта граница, но тем не менее, чтобы решать некоторые проблемы, жители вынуждены ездить за 30 - 40 километров, в то время как до города рукой подать. Какие плюсы и минусы выделяют сами жители и что говорят об этом представители властей?
«Скорая» везёт в Иволгу
Разговоры о том, чтобы Сотниково вошёл в состав Улан-Удэ, велись не раз. В 2011 году жители посёлка даже устроили сход, на котором практически единогласно проголосовали за присоединение к городу. Тогда люди аргументировали это тем, что так им ближе до больницы и есть возможность подключиться к городскому водопроводу. И в самом деле, в то время как до райцентра почти 30 километров, Улан-Удэ находится всего лишь в паре километров.
Прошли годы. Вопрос так и не решился. Более того, о проблеме тысяч жителей поселка Сотниково даже и не вспоминали. И сегодня до сих пор многим, чтобы решить свои дела, приходится ездить в Иволгинск с пересадкой в Улан-Удэ.
Жительница поселка Сотниково Эльвира лично познала все проблемы зимой, когда в семье появился ребёнок.
- Чтобы получить на ребёнка документы и оформить пособия, мы несколько раз в неделю были вынуждены ездить в Иволгинск. Любой вопрос решается там. Да, у нас в поселке есть представительство МФЦ, которое принимает документы. Но работает оно как попало, по определённым дням и по странному графику, известному только им. Чтобы не мотать нервы, лучше сразу ехать в райцентр, - рассказывает девушка. – А ещё год назад мне говорили, что если я не уеду в роддом «своим ходом», то «скорая» увезет меня в Иволгу. В деревне рожать не очень хотелось, поэтому чуть что, муж сразу увозил меня в город.
Многие сотниковцы до сих пор не понимают, почему их не отдадут городу. Местные власти, по их словам, по всем проблемам ссылаются на безденежье, в то время как инфраструктура в посёлке не очень-то развита.
- Дороги заасфальтированы только центральные. Нет освещения ночью. Чуть ветер или гроза, всё - свет пропал. Вода техническая. Проблем масса, половину из них город смог бы решить. И ездить на медосмотр с маленьким ребёнком удобнее было бы на тот же Бурвод, а не за 30 километров в Иволгинск. Это у нас есть автомобили и нам такие «променады» доставляют мало неудобств. А ведь больше половины жителей вынуждены добираться в райцентр с пересадками! - возмущается Эльвира.
Среди всех проблем нашлось и несколько плюсов. Например, ОСАГО в поселке Сотниково стоит дешевле. Да и учителя и врачи в поселении получают зарплату с надбавками, которых в городе им не дадут.
Поскольку с главой администрации СП «Сотниковское» связаться нам не удалось, своё мнение изложил его заместитель Максим Петрунин:
- Даже если жители захотят присоединиться к городу, то не факт, что город этого захочет. В одностороннем порядке сделать этого нельзя. Вопрос поднимался в 2011 году по поводу включения границ поселения в состав города, но тогда против выступило руководство Иволгинского района, а город был «за». Я уверен, что сейчас 90% населения согласятся войти в состав Улан-Удэ. Во-первых, изменится транспортное обслуживание, ведь сейчас у нас пригородные тарифы. Во-вторых, решится вопрос по здравоохранению, поскольку пациентов от нас везут в Иволгу, хотя до города ближе.
«Нам и так нормально живётся»
Аналогичная ситуация и в Нижнем Саянтуе. Из почти трёх тысяч жителей поселка большая часть населения трудится в городе, имея при этом прописку в Тарбагатайском районе. Однако жители не спешат жаловаться. Да и восемь километров до города – не проблема.
- С одной стороны, люди говорят, что было бы хорошо присоединиться к городу. Но на самом деле нам и так нормально живётся, - говорит жительница Нижнего Саянтуя Лариса Полякова. - Что касается больницы, то мы и так прикреплены к городской больнице и в случае чего «скорая» увозит туда. Дела с документами можно решить в МФЦ в городе. Автобусы ходят исправно. Мы в Тарбагатай не ездим вообще. Единственное, что приходится решать в райцентре – это судебные дела. Но дотаций всё же дают больше на поселение, поэтому лучше будет, если всё останется так, как есть.
Заместитель руководителя администрации по социальному развитию Тарбагатайского района Алексей Елизов сообщил, что на сегодняшний день вопрос о присоединении посёлка к городу не поднимается. Никаких совещаний, официальных встреч и разговоров с жителями на эту тему не проводилось. Более того, он подчеркнул, что если всё же такое случится, район понесёт потери, а городу прибавится проблем.
- Район потеряет земельные участки, жителей, доходы от НДФЛ. Но потеряют всё-таки больше сами жители. Они лишатся льгот, статуса жителей сельской местности. А город приобретёт только проблемы, ведь потребуется обеспечение Нижнего Саянтуя инфраструктурой: дорогами, водой, электроэнергией и так далее. К тому же на территории поселения расположен полигон для твёрдых бытовых отходов. Нужно ли всё это городу? – отмечает Елизов.
Но, к сожалению, вопрос которым задались Алексей Елизов и мы, пока остался без ответа. В течение трёх рабочих дней администрация города не смогла дать ответ на наш запрос. Но мы надеемся, что эта тема не останется без внимания и люди смогут узнать о перспективах присоединения их населенного пункта к городу.
Вместо вывода
Рассуждали мы лишь о двух населённых пунктах, которые в своей перспективе имеют шансы войти в состав города. Таковых на самом деле больше. Так, в 2014 году всерьёз рассматривался вопрос о расширении границ Улан-Удэ, и тогда посёлки Эрхирик и Дабаты, что в Заиграевском районе, оказались в шаге от того, чтобы стать частью города. Но в последний момент главы муниципалитетов пошли на попятную. С тех пор над всеми подобными вопросами зависла тишина.
А если смотреть шире, то в состав города вполне можно включить и Нижние Тальцы, и Гурульбу, и тем более Поселье, которое относится к Иволгинскому району. Тогда население города возрастёт на тысячи людей, в труднодоступные места сделают дороги, подключат к центральному водоснабжению, починят электроопоры. Впрочем, об этом остаётся только мечтать. Но в конечном итоге решать только жителям – где и как им лучше жить.