Досуг
4304

В разрезе: музыкальное противостояние Сочи и Улан-Удэ

Главные фестивали двух туристических городов запада и востока

В Сочи отгремел музыкальный фестиваль "LiveSummerFest". Молодой и амбициозный проект уже второй год покоряет любителей рок, поп и альтернативы. Корреспондент infpol.ru отправился на юг страны, чтобы своими глазами увидеть, чем прекрасен опен-эйр в горах, провести параллели с нашим родным "Голосом кочевников" ("VoiceOfNomads") и понять, какой формат интереснее, современнее и вызывает больше откликов в сердцах фанатов. У обоих фестивалей, кстати, есть и кое-что общее: одним из партнеров и "Голоса", и "LSF" является компания МегаФон, которая обеспечивает на обеих площадках качественную связь.

Олд и нео

Сочинский "LiveSummerFest" можно смело назвать антагонистом "Голоса кочевников" - Молодой, энергичный, более хайповый. Он отлично дает срез современной музыкальной поп-рок культуры.

Фестиваль идет три дня на горном курорте Роза Хутор. Непосредственно сама площадка расположена на высоте почти 1000 метров. Этим августом он проходил в третий раз (до этого зимой и летом 2018 года). И уже смог похвастать звездными именами в списках приглашенных исполнителей. Хедлайнером первого дня была группа LittleBig, главными звездами второго дня стала группировка Ленинград, а третий день венчал Александр Васильев со своим 25-летним Сплином. Кроме того, на сцене зрители увидели The Hatters, Brainstorm, Линда, Звонкий, Пицца, Animal Jazz, Мусю Тотибадзе, Shortparis и других.

Что удивительно: на фестивале собрались два поколения музыкальной аудитории. Те, что "поолдскульнее" приехали послушать Линду, Сплина, Prata Vetra, Animal Jazz. А молодежь внимала речитативам вчерашних youtube-блогеров, которые в последние год-два уверенно заняли в масскульте пустовавшую нишу современных рок-звезд. К примеру, кто бы мог представить, что на фестивале публика будет слэмиться под опусы Ильича или под группу Хлеб с кавером на "Мало половин" Ольги Бузовой.

Стык двух эпох можно легко почувствовать и в том, на сколько аудитории знакомы песни того или иного исполнителя. Те, что родились в "нулевые", активно подпевали тем же "русским цыганам" из The Hatters и робко тушевались, когда Линда завела свой главный хит про ворону. А те, что в возрасте 30+, ждали Сплина и ностальгировали под трогательные и легкие стихи Brainstorm. Самой народной оказался, как и ожидалось, группировка Ленинград, сумевшая оказаться в фаворе у всех возрастов на фестивале.

Какой-то экзистенциальной идеи в основе фестиваля не лежит. Он проще и насыщеннее, и в этом, надо сказать, его преимущество.

К тому же, в этом году у "LiveSummerFest" была и технологическая изюминка – оператор цифровых возможностей МегаФон обеспечил участникам фестиваля высокоскоростной мобильный интернет LTE-Advanced на высоте 960 м над уровнем моря.

Как признался Игорь Ионов, директор Сочинского регионального отделения МегаФона, крупные фестивали как LiveFest Summer – это серьезный тест-драйв сети оператора в экстремальных условиях. В данном случае – в горах. И, к чести МегаФона, сеть успешно справилась с максимальными нагрузками. Абоненты могли с комфортом звонить и делиться впечатлениями онлайн. Максимальная же нагрузка на сеть пришлась на 17 августа – в этот день выступали группы «Ленинград», Pizza и певица Линда. Благодаря высоким скоростям интернета, онлайн-трансляцию фестиваля, которую МегаФон вел в социальных сетях LiveFest Summer, смогли посмотреть больше 7 000 000 человек.

За время фестиваля гости фестиваля проговорили больше 27 000 минут и скачали свыше 1,7 Тб контента – больше 80% трафика было сгенерировано в сетях LTE-Advanced. МегаФон сейчас повсеместно использует эту технологию, позволяющую выходить в Интернет на скорости в сотни мегабит в секунду. В коммерческой сети LTE-Advanced объединены сразу несколько полос радиочастот (20 МГц + 20 МГц в диапазоне 2600 МГц). Большая пропускная способность позволяет достигать максимально высоких скоростей мобильного интернета – до 4-х раз выше, чем в обычных сетях 4G.

Чтобы хотелось жить

Что касается "Голоса кочевников", текущим летом он немного сменил формат - появилось три хедлайнера (на каждый из дней фестиваля). В этом качестве ныне приезжали китайская группа Second Hand Rose, российские фолкляры "Мельница" и Найк Борзов. Кроме того, десятки исполнителей со всего мира выступили на фесте. Перечислять всех устанет рука, скажем лишь, что это группы из Азии, обеих Америк, Европы, не говоря про почти все крупные города нашей страны.

Но организаторы фестиваля утверждают, что вполне могли бы обойтись без популярных имен, однако они существенно расширяют охват аудитории, помогают приобщить больше людей к этнической музыки и изжить местечковость, присущую всем локальным проектам.

И в этом соль фестиваля. Он глобальный, он, действительно, большой по охвату участников, по своей географии. В этом он уникален для России, потому что только в эти три июльских дня можно услышать буквально весь мир, а это не просто музыка частных исполнителей, - она этническая. Да, в современной обработке, да, переосмысленная, да, непривычная и поэтому не столь массовая. Однако в ней все еще звучит голос народа той или иной страны, слышится антураж, чувствуется непередаваемый национальный колорит.

Погружаясь в чарующую и гипнотическую этнику, посреди благоухающей степи, проваливаешься в хиппи-эстетику 1960-х. Этому способствует сам ритм фестиваля: неторопливый, укачивающий. Под стать и сами исполнители: к примеру, в этом году ярко выделялись индейцы из Южной Америки, подарившие зрителям музыкальную красоту национальных духовых инструментов.

Удобство

К обоим фестивалям организаторы подошли серьезно. "Голос кочевников" ввиду с своего возраста обкатал уже многие форматы и схемы, несколько раз менял площадку проведения. Теперь его устраивают за пределами Улан-Удэ в туркомплексе "Степной Кочевник". Там есть все необходимое для проживания: туалеты, фудкорты, душевые. Однако слабовато настроено транспортное сообщение, поэтому многие зрители приезжают туда с палатками, чтобы на протяжении всех трех дней жить в специально отведенной для этого зоне.

Опен-эйр в Розе Хутор находится чуть ли не в самом центра курорта, поэтому с транспортом там все в порядке, а организаторы предоставляют большие шаттлы для трансфера зрителей до транспортных магистралей. К примеру, такую услугу для своих абонентов организовал МегаФон. Сама идея большого фестиваля в горах очень удачна. Горы - это не стадион или большой клуб, здесь очень красиво и есть чем заняться, если музыка пришлась не по душе. К примеру, подняться на канатной дороге на высоту две с лишним тысячи метров или посетить олимпийскую деревню.

Несмотря на множество отличий, два фестиваля имеют и много общего. К примеру, музыканты выступают на двух сценах (малой и основной), на фестивали съезжаются зрители из разных регионов, оба мероприятия отличаются мирной и меломанской атмосферой.

В горы на LTE-скоростях

Важная часть фестивальной инфраструктуры сегодня – обеспечение возможности для зрителей быть онлайн в любое время и в любой точке площадки. Постить фото и видео, вести стримы, делиться эмоциями с друзьями – все это не менее значимо, чем удобная логистика, наличие бытовых удобств и пр. И в этом отношении МегаФон, как уже отмечалось выше, обеспечивший возможность выходить в интернет на высоких скоростях. А осуществить это в условиях горного ландшафта – нетривиальная задача.

В Сочи, как и в Бурятии, сейчас активно развивается сфера туризма, и МегаФон строит свою бизнес-модель исходя из главных целей региона. Компания инвестирует здесь в строительство сетей не только в крупных населенных пунктах, но и на популярных туристических маршрутах. В прошлом сезоне курорты Красной Поляны посетили более 1,5 миллионов туристов со всех уголков России, и большинство из них активные цифровые пользователи.

- Мы делаем ставку на развитие сети: на трассах, в курортных зонах, в горах и пр. К началу горнолыжного курорта 2019-2020 г. еще восемь новых 4G-станций появятся на территории важных для туристов объектов – на курортах «Горки Город», «Роза Хутор» и «Альпика Сервис». Также мы планируем усиливать свое присутствие на Южном склоне «Роза Хутор» одновременно с дальнейшим развитием курорта, - сообщил Игорь Ионов.

По данным Роскомнадзора, МегаФон обладает самым большим количеством базовых станций в стране. Надежная развитая инфраструктура и доступность современных технологий передачи данных стала площадкой для реализации современных IT-проектов.

- В ближайшие 2-3 года мы ожидаем существенного роста спроса на цифровые сервисы и стараемся опережать события, предоставлять новые возможности уже сегодня. Цифровая компания – это развитая экосистема цифровых сервисов и лучшие технические возможности для их использования. Мы гордимся тем, что являемся обладателями титула «Самый быстрый мобильный интернет в России» от компании Ookla, - пояснил Игорь Ионов.

Все форматы хороши

При этом нельзя сказать, какой формат этих двух фестивалей более удачен.

"Голос" более размеренный, но при все при этом более глобальный и узнаваемый. Он, с одной стороны, отражает то, как мероприятия организовывают в удаленных от Центра регионах: без экспансии, неторопливо, обкатывая формат по несколько лет, ища спонсоров и гранты. После его посещения остается приятное послевкусие, как после медитации с хорошим гуру.

"LiveSummerFest" более масштабный в рамках нашей страны, более коммерческий и дорогой. Он захватывает и не отпускает, множество исполнителей, молодых и по-хорошему наглых, множество событий в рамках одного фестивального. Организаторы как бы говорят: вот вам всего и побольше, современного и не очень, альтернативного и классического.

Однако у обоих фестивалей есть все шансы со временем превратиться в хорошие бренды, как на российском, так и на мировом уровне. И стать настоящей меккой для туристов, которые будут приезжать в Сочи и Улан-Удэ не только ради Черного моря и Байкала, а ради качественного музыкального события.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях