Неделю назад мы дали полную хронологию протестов в столице Бурятии до утра 11 сентября. После этого 15 сентября прошел уже санкционированный митинг в парке «Юбилейный». Что предшествовало этому митингу и к чему он привел?
Сначала две стороны конфликта обменялись претензиями. Сторона Вячеслава Мархаева задалась вопросом: где глава и почему он не выйдет и не пообщается с людьми?
Алексей Цыденов ответил в соцсетях лично из Санкт-Петербурга, куда вылетел на запланированный координационный совет по туризму под руководством вице-премьера Ольги Голодец. «Готов и выйти, и пообщаться! Но два слова. У нас после выборов жизнь не остановилась. И проблемы республики, и задачи, которые надо решать, никуда не делись, – объяснил глава свою командировку. - Да, есть министры и зампреды, но на совете докладывали руководители субъектов. Поскольку вопросов много и желающих выступить не меньше, то слово предоставлялось только главам».
Также Алексей Цыденов написал о том, что рассмотрел у вице-премьера Татьяны Голиковой один из самых актуальных для нас вопросов - по строительству детсадов.
«Сейчас идет бюджетный процесс, формируется бюджет на 2020 год. И как он будет сформирован, что в него попадет, то и получим. И отложить вопрос «на потом» невозможно. «Потом» будет (если вообще будет) уже в 2021 году. Считаю важным максимально решить вопрос с детскими садами и не заставлять ждать лишний год ни детей, ни родителей. В пятницу вернусь. Готов был и сегодня вернуться, но решил, что дети - это важно, и жители города поймут, если я на один день задержусь. У меня запланирована встреча со всеми кандидатами в мэры города Улан-Удэ, потому что у каждого кандидата были свои встречи, свои наказы от избирателей, которые необходимо учесть в дальнейшей работе. Но В. М. Мархаев заявил, что не придет на встречу. Вопрос: а что тогда шумим?».
«Я не принимаю!»
Вячеслав Мархаев не замедлил с ответом, и тоже в соцсетях. Но сначала также обратился к жителям.
«Я за мирный диалог и против проявления агрессии в любом ее виде! Агрессия ни к чему не приводит, она лишь порождает агрессию! Не я призвал людей выходить, – сказал лидер местных коммунистов. - Но этого и делать не надо было. Народ вышел сам отстоять свою гражданскую позицию, на что спецподразделения отреагировали крайне агрессивно, применив грубую силу с жёсткими задержаниями. Конечно, бойцы Росгвардии и руководство МВД действовали не по собственной инициативе. Обязательно их действиям будет дана правовая оценка!».
Далее сенатор отказался прийти на встречу с остальными кандидатами в мэры. Но пригласил главу встретиться на санкционированном митинге 15 сентября в 18:00 в парке «Юбилейный». Официально организаторами митинга выступили Максим Барлуков из партии «Яблоко», Наталья Козырева и Петр Дондуков – сторонники Навального.
Самый крупный митинг за последние годы
В воскресенье в парке «Юбилейный» всегда многолюдно, ведь это любимое место отдыха жителей спальных 40-х кварталов. Поэтому на митинге было много семей с детьми. По разным оценкам, его посетило от 350 до двух с половиной тысяч человек. Первым на трибуне взял слово поэт Есугей Сындуев. Он, как всегда эмоционально, зачитал стихотворение «Буревестник». Затем поднялся скандально известный как русский националист Алексей Карнаухов. Он сказал, что тут собрались не экстремисты, а нормальные люди, которым не все равно, что народ вправе задавать любые вопросы и получать ответы. После него вышли Дмитрий Обогоев, руководитель общественной организации «Защитим Байкал», и Ирина Трофимова, руководитель группы в «вайбере» «Нет произволу ТГК-14». Выступил депутат Народного Хурала Баир Цыренов, активный участник акции протеста на площади Советов.
- Я не могла остаться в стороне от тех событий, которые происходят в последнее время, - рассказала infpol.ru одна из участниц митинга. – Я пришла сюда, чтобы услышать, что скажут власти. Но уверена, что никто из правительства не придет.
Никто не ожидал, но в середине митинга у сцены появился глава республики. Сначала он общался с людьми у сцены, затем поднялся на нее по приглашению организаторов.
Толпу не перекричать
- Когда он вышел на сцену и сказал, что пришел к вам, не испугался, люди начали ему аплодировать. И тут же послышалось: в отставку! Все смешалось, – вспоминает блогер Эрдэм Гомбоев.
- Вы хотите жить в развивающемся городе? - первый же вопрос главы Бурятии потонул в криках из толпы.
Депутат-коммунист Баир Цыренов пытался урезонить крикунов, напоминая, что они сами пригласили Алексея Цыденова, но не дают высказаться выкриками с требованиями отставки. Крики утихли, когда организаторы митинга показали видео с подвозами и подкупами на выборах.
- Вы считаете, что все наши избиратели - алкоголики? – спросил глава после просмотра и напомнил, что никому не дано право организации несанкционированных митингов.
Чтобы не перекрикиваться с толпой, Алексей Цыденов спустился к ней.
- Я сейчас спущусь со сцены, и мы можем обговорить все насущные вопросы, - сказал он.
Его мгновенно окружили люди и начали, вопреки ожиданиям, спокойно разговаривать. Таким образом, митинг разделился на две части, одна из которых - общение главы с людьми. После выступления главы Бурятии народ начал расходиться. Уходящие комментировали: «Позор организаторам! Какую провокацию устроили!».
«Женщина слабым голосом Цыденову: «Мы не хотим вашей отставки, но мы против Шутенкова, мы все голосовали за Мархаева!» Возможно, в этой фразе заключался весь смысл происходящего», – написал побывавший на митинге блогер Эрдэм Гомбоев.
В это время на сцену вышел Вячеслав Мархаев. Он высказал все те же претензии, что и ранее: уход Голкова, ставка на Шутенкова, административный ресурс и т. д. Митинг длился более трех часов. Завершился тем, что депутат Хурала Леонтий Красовский зачитал резолюцию, куда стали вносить дополнения. Он пообещал, что этот митинг не последний.
Первые впечатления
Множество народа смотрело митинг в соцсетях. Благо снимающих видео в прямом эфире было больше, чем на некоторых концертах. Судя по комментариям, пользователи соцсетей позитивно отреагировали на выступление главы на митинге.
«Глава пришёл на митинг, один, без охраны и без свиты, мое уважение. Жаль, что так и не дали нормально сказать Цыденову», «Посмотрел сейчас прямую трансляцию с митинга и очень расстроен поведением толпы. Глава пришел на митинг, не побоялся, не испугался! Был готов на диалог, а толпа кричала «в отставку», «позор» и другие обидные слова, перебивали и прочее, вели себя по-хамски, грубо говоря», - подобные комментарии пишут пользователи крупнейшего паблика «Аноним 03» в соцсети «ВКонтакте».
«Митинг ни о чем, ничего внятного не сказали. Старые обидки и бредовые требования. Были выборы мэра, требуют отставки главы», - пишут в комментариях в паблике «Весь Улан-Удэ» в Instagram. – «Для меня по-новому открылся наш глава. Своим приходом и достойным поведением показал лицо всей нашей республики».
- Понятно одно: власти нужны такие встряски, чтобы берега не теряли, почувствовать гнев людей. Цыденову это только на пользу, – считает блогер Эрдэм Гомбоев.
Демократия при КПСС
Пока можно подвести предварительные итоги прошедших акций протеста. Последний даже санкционированный митинг показал, что преобладали эмоции. Поэтому конструктивного диалога не получилось. Лидеры коммунистов твердят привычные лозунги о том, как плохо работает власть сейчас и как хорошо работала в советское время. Но так ли это? Общественник Евгений Кислов высказался на этот счет очень метко: «Коммунисты требуют демократии. То-то при КПСС демократия была!»
Далее он прокомментировал события так:
- Нынешние коммунисты считают себя правопреемниками КПСС - партии, организовавшей 80-летнюю авторитарную диктатуру. Они и от этого наследия не отказываются и требуют демократии, занимаются бизнесом и заигрывают с церковью. Вы или трусы наденьте, или крестик снимите!
От акций до митингов
Оглядываясь назад, можно заметить, что подобные акции в Бурятии все больше становятся частью политической жизни. Началось с протеста против монетизации льгот в 2005 году. Уходу Наговицына предшествовали три митинга коллектива БГУ против смены ректора. В прошлом году закаменцев настроили на антикитайские митинги из-за леса. В этом году такой же протест высказали хоринцы. Прошедшие недавно выборы мэра Улан-Удэ запустили новый виток спонтанных протестных акций. Грубое задержание силовиками депутата Баира Цыренова и его сторонников подлило масла в огонь. Массовый протест - следствие подобного задержания. По сути, люди вышли на митинг не за оппозицией, а против такого силового решения конфликтов.
Поэтому так изменился состав участников митинга. Если раньше наиболее активными были коммунисты и симпатизирующие им пенсионеры, то сейчас на митинги приходит все больше молодежи. И одна из главных причин ее возросшей активности – успешные примеры последних митингов по России.
- Мне понравилось, как весной екатеринбуржцы протестовали против строительства на месте сквера. И горожане отстояли свое место отдыха. Летом видел протестные акции за свободу журналиста-расследователя Ивана Голунова, которому подбросили наркотики. Ваша газета вышла с обложкой в его поддержку. Журналист освобождён. Я специально ходил на митинги в Улан-Удэ. Любопытно было узнать, как у нас будет все организовано. Разочарован! У нас низкая политическая культура! Не дают высказаться другим, бьют, главе не дали выступить, хоть сами пригласили, – высказался после митинга студент Евгений Терентьев.
Евгений не совсем прав. Митинги и у нас становятся более продуманными. В парке «Юбилейный», например, после завершения официальной части многие долго не расходились, пили горячий чай от организаторов.
Протесты как перформанс
Сейчас протестный репертуар КПРФ пополнили почти перформансы с кислотно-желтыми жилетами.
- Надевали жилеты с надписью «Баиров» задом наперед. Чтобы буквы впереди были. Надел и я, правда, неудобно было, – рассказал блогер Эрдэм Гомбоев. - Потом Есугей бушевал на сцене: «Цыденов - палач бурятского народа!»
К сожалению, такими сторонниками республиканское отделение КПРФ только дискредитировало себя. И дало понять, что нет более эффективного способа выразить свой протест кроме как митинги.
Право на мирный протест
Надеемся, что обе стороны конфликта получили хорошие уроки. Активисты и координаторы таких акций вспомнят, что право на мирный протест без оружия гарантировано 31-й статьёй Конституции РФ. Мирные формы протеста – повседневность во многих странах. Помню, как поразила меня женщина, много лет жившая напротив Белого дома. Она мирно протестовала против ядерного вооружения. Власти республики тоже адаптируются к тому, что протесты перестанут быть исключительным событием. Вячеслав Мархаев хоть и не признает итоги выборов при 500 наблюдателей от оппозиции, пока не оспаривает их в суде.
- Самые демократичные выборы были при КПСС... выборы последних созывов ВС СССР и РСФСР. А сейчас они требуют, наверное, «демократический централизм», то есть подчинение мнения меньшинства большинству? Тогда чего же устраивать бучу и не соглашаться с результатами выборов??? Все же согласно «демократическому централизму», а не мнению Мархаева – Баирова – Цыренова-младшего, – заметил наш земляк, журналист Петр Цырендоржиев, работающий на Сахалине.