Когда мальчику было три, отец увёз его в далёкую Ливанскую Республику, чтобы показать наследника родным. Десятки лет прошли, прежде чем мать и сын встретились на его родине – в Бурятии. После долгожданной и трепетной встречи женщина согласилась поделиться с «Информ Полисом» историей невыносимой разлуки.
Гэсэгма Дамбаевна родилась в улусе Галтай Мухоршибирскиго района. В 1981 году окончила местную школу и сразу после этого по призыву отправилась трудиться в колхоз сакманщицей – принимала ягнят. Юная Гэсэгма была активисткой и работала не покладая рук. Спустя год колхозного труда она решила поступать в медицинский.
- Поступить в Чите мне не удалось, и я отправилась в Москву, где и встретила ливанца Зиада, - рассказывает Гэсэгма Дамбаевна. – Мои родные были не в восторге от нашего союза с иностранцем, особенно против был мой папа. Но потом, конечно же, смирился – сердцу не прикажешь.
«Мухоршибирский роддом стоял на ушах»
Так вышло, что в Бурятию девушка вернулась одна, а 26 июля 1984 года в Мухоршибири родила сына. Но каково же было удивление сельских жителей, когда на выписку сына приехал иностранный гость.
- Представляете, в день выписки из роддома он приехал с моей подругой, это было что-то! – вспоминает женщина. – Мухоршибирский роддом на ушах стоял, ведь тогда, в советское время, это была редкость – увидеть иностранца в наших краях. После выписки Зиад уехал в Ливан, откуда его направили учиться в Псков. Но он добился, чтобы его направили в Улан-Удэ, в индустриально-педагогический техникум. Зимой мы расписались в Калиновском сельсовете. Помню, как шли пешком по снегу, чтобы подать заявление, - романтика!
Увы, но эйфория длилась недолго. Техникум Зиад не окончил в связи с болезнью – ему не подошёл наш суровый климат. Он серьёзно заболел и уехал, а вскоре предложил жене уехать вместе с сыном в Ливан.
- Я доехала лишь до Москвы, но поняла, что не судьба. Не захотела ехать в Ливан. Однажды, примерно через год, он снова приехал к нам и уговорил меня, чтобы я отпустила с ним сына – показать родным. Обещал, что обязательно привезёт его. Я тогда и подумать не могла, что своего Бассама не увижу 32 года, - говорит Гэсэгма Дамбаевна.
Первое время Зиад и Гэсэгма поддерживали общение, писали друг другу письма, но потом связь между ними внезапно прервалась.
- Я всю жизнь надеялась, что когда-нибудь увижу сына, видела его во сне и молилась за него, - вспоминает женщина. – Через семь лет мы с Зиадом развелись без его присутствия.
«Он разместил своё детское фото»
Сегодня Гэсэгма Саббаг (фамилия осталась от первого супруга) замужем, у неё помимо Бассама ещё двое взрослых сыновей. Один работает стоматологом, а второй служит в полиции. Найти старшего брата они мечтали не меньше своей мамы. И однажды всё-таки нашли.
- В этом году мой старший сын под старый Новый год нашёл Бассама в «Фейсбуке». Бассам специально поставил у себя на странице своё детское фото. В тот миг я поверила, что чудеса под Новый год случаются… Сегодня моему первенцу 35 лет. Он работает в сфере компьютерных технологий и от своей компании ездит по командировкам в соседние страны. Очень красивый и улыбчивый мужчина! Оказалось, он тоже долго искал меня, и вот 20 августа прилетел в Бурятию. Я ужасно волновалась. Мы искали друг друга все эти годы!
Учит русский язык, чтобы общаться с мамой
Близкие Гэсэгмы Дамбаевны организовали встречу матери с сыном, подготовили для них бурятские национальные костюмы. Встретившись в Улан-Удэ и не желая терять ни минуты тёплых дней, они отправились на Байкал.
- Я очень благодарна друзьям. Мы приехали в Галтай, а они уже всё подготовили, одели нас с Бассамом в бурятские костюмы, мы были в шоке! У Бассама осталось неизгладимое впечатление от встречи с родственниками и братом. Его второй брат, к сожалению, не смог приехать из Сочи, так как работал. Спасибо моему мужу, что так тепло встретил моего сына. Бассам потом сказал: «Тебе повезло с мужем, он истинный джентльмен!» - гордо говорит женщина.
Как выяснилось, Бассам записался на курсы русского языка при посольстве в Бейруте, чтобы общаться с мамой.
- Оказалось, что некоторые привычки у нас с сыном одинаковые, - говорит Гэсэгма Дамбаевна. – Например, мы оба, когда волнуемся, ничего не можем есть. За десять дней вместе похудели оба! Всё это время мы общались с сыном через «гугл-переводчик». Но так приятно, что ради общения со мной он готов выучить язык. И не только русский. Уже некоторые слова на бурятском заучил, пока был в Бурятии. Особенно хорошо говорит «Сайн байна!».
«Возможно, до сих пор обижен на отца»
Десяти дней так мало, чтобы выразить все чувства и рассказать о том, как в разлуке прошли 32 года. Мать и сын говорили до поздней ночи, то плакали, то смеялись.
Но рассказывать ей про отца он всё же не стал. Возможно, он до сих пор обижен на него за разлуку с ней, говорит Гэсэгма Дамбаевна. Зато охотно и живо описал дедушку с бабушкой и порадовал новостью – в прошлом году женился и в июне 2019 года стал папой. Теперь Гэсэгма Дамбаевна – бабушка троих внуков.
- Я очень благодарна дедушке и бабушке Бассама за то, что они вырастили такого доброго и светлого человека и дали ему образование. Теперь нам предстоит сделать ему второе гражданство, чтобы он мог приезжать к нам в любое время, - делится планами женщина.
Едва добравшись до дома, Бассам написал матери, что его дедушка и бабушка очень рады, что с ней всё в порядке, и приглашают в гости. Следующим летом она отправится в Ливан, чего когда-то не решилась сделать.