20–21 сентября 2019 года в столице Бурятии, во дворе Республиканской типографии прошли мероприятия Международного московского фестиваля графического дизайна «Typomania-2019». Подробно о прошедших событиях рассказывает улан-удэнский организатор фестиваля, графический дизайнер, книгоиздатель Дмитрий Галсан.
Фестиваль «Типомания»—это одно из самых значимых событий в мире российского графического дизайна, посвященное шрифту, типографике, каллиграфии, книжному оформлению, моушн-дизайну и диджитал-арту (интерактивному дизайну). В центре внимания—буква, слово, язык, коммуникации. Тема этого года «До и После»: все об истории шрифта и его будущем. В этом году фестиваль в Бурятии поддержали не только местные Министерство спорта и молодежной политики, Министерство культуры, Министерство туризма, Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия, но и новосибирский Гёте-Институт, с помощью которого удалось организовать приезд спикеров из Германии.
Фестиваль приехал в Бурятию во второй раз. В этом году мероприятия начались 6 сентября, с презентации и ретроспективы в Музее истории города Улан-Удэ, где были показаны прошлогодные плакатные выставки Chokavo и EastWestPost, а также коллекции традиционных бурят-монгольских работ «монгол бичиг» от центра каллиграфии «Тэнгэриин бэшэг», со-организатора фестиваля Typomania в Улан-Удэ. Выставки продлились до конца октября, с любезного приглашения и при поддержке Музея истории города Улан-Удэ.
Но главные события прошли на территории Республиканской типографии, активно поддержавшей идею фестиваля. Если в 2018 году фестиваль в Улан-Удэ проходил под крышей торгового центра «Пионер», то в 2019-м году мероприятия фестиваля вышли на открытый воздух, во двор Республиканской типографии, директор и коллектив которой поддержали необычное, но логически уместное мероприятие для своего производства—ведь недаром слова «типомания» и «типография» имеют общий корень. Руководство типографии предоставили не только площадку, но и множество подручных материалов для ее конструирования — например, огромные роли (рулоны) газетной бумаги послужили колоннами, заборами и даже столами по всей площадке, а гараж и газетный цех превратились в настоящие выставочные пространства.
В новом месте был определенный погодный риск, но с погодой повезло очень — жаркое солнце в конце сибирского сентября помогло создать атмосферу летней расслабленности, - рассказал Дмитрий Галсан.
К тому же, необычное расположение дало возможность почувствовать некоторую избранность—случайных людей на фестивале было немного, хотя типография находится в двух-трех минутах ленивой ходьбы от площади Советов, политического и культурного центра республики.
Необычная локация стала причиной и других изменений в формате улан-удэнской «Типомании»—кроме лекционного зала, была организована большая сцена в главном дворе, отсюда в программе появилось много музыки, как акустической, так и электронной, помимо множества плакатов на тему музыки. Такие известные коллективы и музыканты, как улан-удэнская группа «Хамаа Угы», артист и этно-музыкант Виктор Жалсанов, по-дружески поддержали атмосферу двух теплых вечеров, а приглашенный спикер фестиваля из Германии, дизайнер и электронный артист Heimer не ограничился только лекцией о своем опыте работы над музыкой и визуальными образами. Кроме доклада, он cыграл несколько диджейских сетов, чем вызвал большой интерес со стороны неформально настроенной молодежи всех возрастов. Школа музыкантов от диджея Йогурта, промоутер и диджей Жаргал Сид, а также артист Булат Жигжитжапов (Baikal Nomads), играли на большой сцене в течении обоих дней фестиваля, а ночью второго дня в кафе «Дели» была проведена полноценная афтепати-вечеринка «Развалсхождения», где главным участником лайнапа стал снова Heimer.
Музыкальный акцент фестиваля, повлек за собой и танец — вечером второго дня на фестивале выступила с перформансом балерина бурятского театра оперы и балета Анна Петушинова, совместно с этно-музыкантом Виктором Жалсановым и берлинским электронщиком Heimer. Было удивительным видеть коллаборацию талантливых артистов, когда в режиме настоящей импровизации, без какой-либо подготовки, немецкая электроника от Heimerа микшировалась с живым горловым пением Виктора, а под яркие сполохи 3D-абстракций классические па Анны вырисовывали причудливые тени на суровом бетонном полу.
Изменения коснулись не только формата фестиваля. Маркет-плейс, во многом обусловленный пространством большого двора Республиканской типографии, расширился до Ярмарки ремесленников. Это стало возможным благодаря деятельной поддержке улан-удэнского центра «Мой бизнес». И здесь фестиваль послужил площадкой не только для знакомств и общения, но также и для размышлений на тему, что делает наш регион отличным от других, с точки зрения туристической привлекательности? Каким же должен быть, например, аутентичный и оригинальный бурятский сувенир? Как типографика и каллиграфия, искусство плаката и буквы, могут повлиять на его уникальность? Соседство ремесла и искусства, сочетание традиции и современности, удивительная скрещиваемость материала и формы, смысла и эстетики, возможно, могут дать неожиданные плоды и результаты. Вероятно, новый опыт поможет нашим ремесленникам уловить не только тренды, но и свежие идеи, привлекательные для людей со всего света.
Другим заметным изменением фестиваля стало появление детских активностей. В этом году Александр Васин и Наталья Вельчинская, создатели московского фестиваля, привезли один из своих самых значимых творческих образовательных проектов—детскую дизайн-школу «ШУМ». Поэтому весь двор типографии был зарисован меловыми буквами «УУ», на кирпичных стенах висели огромные круглые рожицы и смайлы, отрисованные юными гениями, а позже на Байкале руками баргузинских детей были созданы флаги «волшебной страны Баргуджин Токум». Так что скучать не приходилось, занятие нашлось всем, и детям всех возрастов, и их родителям—многие из взрослых тратили мелки и краски быстрее своих детей. Большая часть материалов для проекта «ШУМ» были предоставлены Республиканской типографией, причем из тех расходников, что обычно уходят в отходы—и в этом еще одна, косвенная цель «ШУМа», сделать нашу реальность хоть немножко чище и приучить детей к ответственному, осознанному отношению к миру. Мария Озонова, в своем мастер-классе по спрей-арту, показала детям, как можно рисовать буквы бурятского алфавита. Необходимо еще раз отметить, что благодаря руководству Республиканской типографии, в лице директора Очира Чимитдоржиева, во дворе было подготовлено все, что нужно, а к началу фестиваля был положен даже новый асфальт, который тотчас же превратился в огромный холст для общего творчества.
Плакатные экспозиции (на минуточку — это более трехсот плакатов со всего мира), были размещены в Гараже, в импровизированном выставочном зале, там же проходил мастер-класс по печати с деревянных матриц, от мебельной мастерской «Сундуки Бурятии», пользовавшийся успехом. Плакатные коллекции от Никлауса и Анник Трокслеров, Петра Банкова, Анны Кулачек, Жюльена Прие, студий LAVA и Our Polity Society и других дизайнеров и шрифтовиков, украсили собой самый настоящий гараж, где еще день назад стояли и ремонтировались служебные автомашины типографии.
В следующем зале, Газетном цехе, расположилась главная выставка московской Typomania-2019—«44 кириллических плаката», а также персональные выставки приглашенных из Улаанбаатара каллиграфов «монгол бичиг» Тувшинжаргала Лхагвы и Энхболда Мягмардоржа и каллиграфическая экспозиция от центра «Тэнгэриин бэшэг». На одной стене была размещена персональная фотовыставка молодого фотографа Нимы Хибхенова—специально для «Типомании» этого года Нима сделал фэшн-сессию, где помимо улан-удэнских фотомоделей, приняли участие и создатели фестиваля, москвичи Александр Васин и Наталья Вельчинская. В этом же зале, где еще вчера шумела большая газетная печатная машина и печатались тиражи республиканских новостей, на больших типографских столах в режиме нон-стоп работали мастер-классы по «монгол бичиг» и европейскому курсиву «copperplate».
В конце двора, под навесом, был выстроен настоящий лекционный зал, с полноценным звуком и светодиодным экраном, оборудованный с помощью друзей и партнеров фестиваля, компании Corporate Video и Бурятской государственной филармонии. В течение двух дней здесь проходила самая ценная часть мероприятия—лекции, выступления и презентации участников фестиваля, а также показы лучших типографических видео и кинофильма «100 лет дизайна». Полная программа выступлений доступна здесь. В этом же пространстве были размещены персональные плакатные выставки спикеров фестиваля—кириллические плакаты улан-удэнки Марии Озоновой, успешно работающей в Москве, и совместного типографического проекта Кристины Хубер (Ksti Hu) и Хаймера из Германии.
Плакатная выставка немецких спикеров была отпечатана с помощью постоянных партнеров фестиваля, РА «Зебра», а вся печатная продукция (афиши, флаеры, программы) и прессволл фестиваля произведены с помощью РА «RedBox», и это снова отражает мысль о том, что идея фестиваля дизайна собирает самые позитивные и продвинутые силы Бурятии.
В лекционной части фестиваля особый интерес публики вызвала лекция историка Николая Цыремпилова, об истоках традиционной бурят-монгольской письменности «монгол бичиг». Лекция впервые была прочитана еще на прошлогоднем фестивальном мероприятии, 8 августа 2018 года, в Галерее искусств народов Азии, на дне «монгол бичиг», но в силу многочисленных просьб повторена в этом году уже на большой площадке.
Фестиваль в Улан-Удэ продлился два дня, пятницу и субботу—именно столько выходных есть в типографии—поэтому уже в воскресенье типография вернулась в свой нормальный рабочий цикл, а фестиваль отправился дальше, на Байкал, в село Усть-Баргузин, где с легкой руки директора единственной на восточном побережье Байкала арт-резиденции «Баргуджин Токум», продолжилась работа как детской дизайн-школы «ШУМ», так и каллиграфов «монгол бичиг» и «copperplate». Туда же поехали и два больших полотнища, результаты работы каллиграфических перформансов «монгол бичиг» в Улан-Удэ, а также главная плакатная выставка, «44 кириллических плакатов» от московской Typomania. Работа на пляже сменялась камеральными работами в арт-резиденции, а преподаватели и дети из сел Баргузин и Усть-Баргузин получили возможность поучиться в понедельник, развлекаясь и играя. По результатам выезда в этом году было принято решение развивать и байкальскую часть программы, поэтому, возможно, что в будущем именно эта часть фестиваля в Бурятии получит детальное развитие.
Фестиваль закончился, почти все гости разъехались, но осталось много свежих идей и впечатлений у всех прикоснувшихся к этому событию. Гости из Германии же, Кристина и Хаймер, с подачи как организаторов, так и партнеров фестиваля, получили возможность задержаться и познакомиться с Бурятией поближе—путешествие по Чивыркую и Баргузину, с помощью Баира Будаева, директора арт-резиденции «Баргуджин Токум», а также последнее официальное мероприятие фестиваля в этом году, творческая встреча немецких спикеров с преподавателями и студентами образовательных учреждений Улан-Удэ, дали им возможность познакомиться с Бурятией еще ближе.
В заключение хотелось бы особо отметить, что как московский, так и улан-удэнский фестиваль дизайна носит независимый и социальный характер. В Бурятии вход на территорию фестиваля бесплатен для всех желающих не только потому, что проект поддерживается огромным количеством союзников и партнеров (достаточно взглянуть на список логотипов на каждой афише), но и потому, что реализуется волонтерскими усилиями команды идейных единомышленников. В Улан-Удэ это такие люди, как технический директор фестиваля, архитектор и дизайнер интерьеров Саян Цыденов; куратор каллиграфического направления улан-удэнского фестиваля, основатель центра каллиграфии «Тэнгэриин бэшэг», Дарима Дамбаева и ее сподвижники Ася Лыгденова, Янжима Батуева, Чингис Бутуханов (2018 год); ведущий менеджер фестиваля Бато Гонгаев; секретарь и менеджер фестиваля, распорядитель тайм-лайнов и площадок Ирина Тугутова; кураторы фестиваля на Байкале, основатели арт-резиденции «Баргуджин Токум», Баир и Дынсыма Будаевы; кураторы маркет-плейса, компания Build Brand, Марина Максарова и Анастасия Бамбаева; графический дизайнер, ответственный за визуальный стиль улан-удэнского фестиваля 2019 года, Олег Цыбиков; уличный художник, куратор визуального пространства, Артем Маганов; музыкант, член творческого объединения Baikal Nomads, Булат Жигжижапов; фотографы Хэшэгто Дансурунов и Нима Хибхенов; музыкант и промоутер Жаргал Seed Цыренов; а также многочисленные друзья, без чьей помощи фестиваль просто не состоялся бы — Баярма Ободоева, Баир Сундупов, Александр Содномов, Александр Цыбегмитов, Артур Хомонов, Гуржап Жалсанов, Надежда Абзаева, Юрий Дамбуев, Мария Ханхунова, Жанна Дымчикова и много-много других друзей и знакомых. Давайте скажем еще раз огромное спасибо людям, не жалеющим свое время и ресурсы, для реализации позитивной идеи в нашем городе и республике.