В центре защиты леса бьют тревогу – бакланы уничтожают зелёные насаждения на Байкале. Их объявили ни много ни мало новыми вредителями лесов. Началось всё с того, что минувшим летом один из сотрудников учреждения побывал на острове Голый в Чивыркуйском заливе и увидел там мёртвые деревья. На вопрос, был ли это пожар, ему заявили: «Нет, это бакланы».
В центре защиты леса рассказали, что «вековые сосны стоят по всему острову как изваяния, выгоревшие от ядовитого помёта».
- Теперь этот остров действительно голый. Такая же картина наблюдается на берегу озера Бармашевое. А этих бакланов там тысячи. Летят стая за стаей. В каждой – не менее 50 особей. Все скальные выходы буквально облеплены ими. Можно предположить, что погибшего леса гораздо больше увиденного. Скоро лесопатологам придётся констатировать факты гибели деревьев не только из-за пожаров, насекомых и болезней. В данном случае виновен баклан, – говорится в сообщении, опубликованном на сайте учреждения.
Там задаются вопросом, не стоит заблаговременно задуматься о регулировании численности бакланов. А ещё отмечают, что на птиц жалуются местные жители – дескать, те съедают сотни тонн рыбы.
Кстати, минувшим летом в популярном паблике «Весь Улан-Удэ» в Instagram несколько дней обсуждали видео, сделанное в кабанском посёлке Энхалук. Отдыхающие на Байкале засняли на камеру огромную стаю птиц, летящих над озером.
- Это просто невероятно! Вот такое явление было в Энхалуке, – говорилось в комментарии к ролику.
За три дня он собрал более 30 тысяч просмотров. Комментаторы тут же определили, что попавшие в кадр пернатые – бакланы, обитающие в том числе на Байкале. Но вместо того, чтобы любоваться захватывающим зрелищем, посетители паблика «ополчились» на птиц, обвинив их в исчезновении омуля. «Всю рыбу съели, скоро людей жрать начнут», «Они так постоянно летают, когда косяк рыбы идёт», «В других странах с ними борются, поскольку они очень прожорливы», – отмечали интернет-пользователи. Некоторые даже предложили «дрессировать» нерп на «отлов» бакланов.
Часть жителей Бурятии, напротив, встала на их защиту. «Мне кажется, это нормально», – высказалась одна из участниц сообщества.
Кстати, подобная картина наблюдалась до этого в Чивыркуйском заливе.
- Нашим глазам предстала удивительная и одновременно устрашающая картина – чёрная туча летела в небе, закрывая облака. Она вылетала из-за соседней скалы и просто не заканчивалась! Это была стая бакланов! Улетев вправо от залива, они на время исчезли, а вечером потянулись обратно, но уже низко над водой и не тучей, а цепочкой – друг за другом! Эти бакланы питаются рыбой, в том числе омулем. Но их количество потрясает! Надо же с этим что-то делать. Перебор, однако. Учёные, просыпайтесь, изучайте эту проблему и придумывайте выход! – написал неизвестный автор в популярном паблике «Аноним 03» во «ВКонтакте».
Выход, кстати, придумали ещё прошлой осенью – правда, не учёные, а чиновники. Тогда в Минсельхозе Бурятии предложили регулировать численность баклана на Байкале. С такой идеей выступил теперь уже бывший замглавы ведомства Пётр Брыков. Вопрос обсуждался на круглом столе, посвящённом экологическим проблемам озера, сообщал ТАСС.
- Численность баклана надо регулировать, птица конкурирует с населением. В Чивыркуйском заливе соровой рыбы (обитающих в мелководных заливах плотвы, сороги, карася, окуня, щуки – прим. ТАСС), не стало совсем, – цитировало Брыкова издание. – 10-12 лет назад её можно было с берега спиннингом поймать, а сейчас всю парализовало. В последнее время баклан распространяется с восточного побережья озера на южный Байкал.
Птица, которой в одном только Чивыркуйском заливе 10 тысяч, съедает пять тонн рыбы в сутки, подчёркивал ТАСС. По словам экс-замминистра, она наносит ущерб и экологии – гнездится на деревьях, которые пересыхают из-за экскрементов, насыщенных азотом. Винят бакланов и в сокращении запасов так называемого частика. Однако по словам директора Байкальского филиала ФГУП «Госрыбцентр» Владимира Петерфельда, бытующее мнение о том, что они влияют на численность омуля, ошибочно.
- Полчища бакланов, возможно, приносят омулю вред только в период нереста, когда косяки рыб формируются на заход в реки, но он небольшой, а во время летнего нагула омуль осваивает более глубокие места по сравнению с теми, которые может достать баклан, – пояснил Петерфельд.