Жизнь нашего земляка Никиты Кобелева оборвалась три года назад, в июне 2016-го – после того, как правоохранители задержали его по подозрению в краже велосипеда и решили побоями выбить признание. О трагической смерти подростка сообщили не только все местные СМИ – о ней рассказали в программе «Пусть говорят» на Первом канале, которую тогда ещё вёл Андрей Малахов
Несколько недель спустя троих полицейских, которые участвовали в задержании 17-летнего улан-удэнца, отправили в СИЗО. Их обвинили в нанесении побоев юноше. Близкие оперативников, кстати, тоже высказались по поводу произошедшего в соцсетях – правда, анонимно.
Расследование громкого уголовного дела, насчитывающего 50 томов, завершилось летом 2018-го. Однако после программы на федеральном канале его засекретили. СМИ было известно лишь то, что на скамье подсудимых оказались пятеро правоохранителей. Это экс-начальник отделения по раскрытию имущественных преступлений и оперативному прикрытию мест сбыта оперативно-сыскного отдела (ОСО) угрозыска УМВД по Улан-Удэ Андрей Павлов, его подчинённый, оперативник Сергей Плотников, их коллега из того же ОСО Валентин Смолин, а также оперативники городского отдела полиции № 1 – Анатолий Олоктонов и Тумэн Манибадраев.
Всех пятерых обвиняют не в убийстве, а в превышении должностных полномочий с применением насилия и спецсредств (по пунктам («а» и «б» части 3 статьи 286 Уголовного кодекса РФ). Андрею Павлову также вменяют пункт «в» этой статьи – с причинением тяжких последствий. Наказание по ней предусматривает от трёх до десяти лет лишения свободы. Кроме того, ранее Сергею Плотникову предъявили обвинение по части 1 статьи 285 УК – «Злоупотребление должностными полномочиями» (до четырёх лет лишения свободы).
Защищают их шесть адвокатов. Накануне начались прения сторон – это финальная стадия перед вынесением приговора. И, как передаёт телекомпания «Тивиком», очередное судебное заседание прошло в закрытом режиме – на этом настояла сторона защиты.
Как выяснилось, в СИЗО стражи порядка пробыли всего год. Последние два они находятся на свободе – под подпиской о невыезде. Обвиняемые неохотно общаются с прессой – проходя мимо камер, били по ним и прикрывали свои лица. Предпочитают, чтобы вместо них с журналистами разговаривали адвокаты.
- Должность моего подзащитного была сокращена 28 мая и на момент совершения вот этого деяния, 8 июня, Павлов Андрей Александрович не являлся начальником отделения, – сообщил «Тивикому» адвокат Юрий Свиридов.
А кем он являлся? – поинтересовалась корреспондент.
- Никем он не являлся, потому что должности не было, – пояснил Свиридов
- Почему он тогда присутствовал при задержании?
- Вот этот вопрос в суде мы сейчас и разрешаем. Когда приговор будет оглашён, я вам прокомментирую полностью.
Тем временем мать погибшего приезжает в суд одна – денег на юриста у неё нет.
- Да они ведут даже себя так – не считают, что сделали что-то не то, человека убили. Они улыбаются, смеются, как будто так и надо. Любого человека возьми, который идёт на суд и знает, что, возможно, его уведут в наручниках и он больше не увидит ни семью, никого вообще – он будет смеяться, довольный такой, и вести себя как ни в чём не бывало? – отметила мама Никиты Марина Колодина.
И действительно, один из обвиняемых, похоже, совсем не переживает о своей участи и ведёт себя вполне вальяжно. На вопрос: «Почему вы считаете себя невиновным?» он заявил, что «это будет установлено судом». Рассказать, как всё произошло, отказался, сославшись на занятость.
- Они не считают себя виноватыми. Для них, видимо, в пределах вещей задержать несовершеннолетнего, увести в подвал и пытать его, чтобы он умер, – подчеркнула Марина Колодина.
Он считает, что дело намеренно затягивают – вот и на сей раз заседание не состоялось. Его отложили, поскольку один из адвокатов так и не явился. Следующее слушание в Верховном суде назначено на 14 октября, отмечает «Тивиком».
Напомним, большую статью, посвящённую смерти Никиты Кобелева, опубликовало минувшей зимой издание «Медиазона». Её автор – журналист Никита Сологуб – попытался ответить на основные вопросы, которые вызывает смерть юноши и выяснил, зачем сотруднику угрозыска понадобилось выдавать за преступников подростков, игравших на улице в футбол.