праздник
20689

11 деревень в Бурятии и Иркутской области, о которых должен знать каждый

Такие разные и такие похожие они являются частью большой истории, и каждая из них вошла в нее по-своему

Еще больше о деревнях вы можете узнать на фестивале «Хроники исчезающих деревень», который будет проходить в Улан-Удэ с 9 по 12 октября.

Селенгинский район
Село Ягодное

Село Ягодное расположено у подножия Солдатского хребта в одном километре от Щучьего озера. Входит в «Загустайское» сельское поселение.


В советские времена село процветало, а в 90-х годах настали трудные времена. Пережить их удалось во многом благодаря самобытной культуре, которую староверы пронесли сквозь века и сумели сохранить. Ее отпечаток во всем – в архитектуре, одежде, предметах обихода, фольклоре, обрядах. Гордость села – фольклорный семейский ансамбль «Рябинушка», хорошо знакомый жителям Бурятии и не только.

Кстати, у жителей Ягодного есть свой «секрет счастья» – это крепкие устои и незыблемые традиции, которые до сих пор передаются из поколения в поколение.

Село Удунга

Деревня получила свое название в середине 1800-х годов благодаря своему удачному расположению. В XIX веке здесь была станция Удун?гинского тракта, основанного купцами из Кяхты. А часть местного населения зарабатывала извозом.

Село расположено на левом берегу реки Темник в межгорной долине Хамар-Дабана. Входит в «Иройское» сельское поселение.

Улус Удунга связан с одним любопытным историческим артефактом – личной печатью Юмжапа Лумбунова, самого богатого и влиятельного бурята дореволюционной России. Он был фактическим владельцем Удугинского купеческого тракта – это примерно 90 верст Великого чайного пути. Снабжение проходящих караванов приносило солидный доход.
Но грянула революция, и в возрасте 70 лет в 1917 году купца арестовали, обстоятельства его гибели до сих пор не известны. Зато в 2016 году в долине реки Удунга поисковики нашли исторический артефакт – большую печать Юмжапа Лумбунова. Сегодня она находится в коллекции мецената и предпринимателя Льва Барданова. Известно, что было еще две малые печати, но они были утрачены, что делает находку еще ценнее.

Кяхтинский район
Село Новодесятниково

Летопись этой деревни началась с прошения губернатору Иркутской губернии о выделении земель крестьянам села Десятниково. И в 1814 году с его согласия 3 семьи переселились на правый берег реки Чикой, основав Новодесятниково.

Село расположено на правобережье Чикоя, в 70 км от районного центра — города Кяхта. Входит в сельское поселение «Большелугское».

Деревня славится своей живописной местностью, – со всех сторон ее окружают рыбные озера и богатые леса. Как и во многих старообрядческих деревнях, жители здесь чтят свои традиции. На улицах звучат семейские песни под гармонь и балалайку, дома внутри и снаружи украшены красивой росписью, мастерицы вышивают потрясающие узоры, а умельцы делают бондарную посуду.
Все это и многое другое можно увидеть в музее «Седая старина», который организовали местные жители. Они бережно хранят воспоминания о своих предках – первых жителях села, героях войны и труда.

Джидинский район
Село Номто-Улзар

В 1930 году в верхней части Торейской долины (Улзар) в результате укрупнения коллективизации образовался колхоз с названием «Улаан Номто». Село расположено в живописной местности, где две пади сходятся и образовывают равнину «Улзар», что в переводе означает «встреча».
Это официальное название, но сами жители называют село «Номто» – «ученый». И совершенно справедливо, отсюда родом многие известные в Бурятии деятели, ученые и артисты.

Село расположено на южном макросклоне хребта Малый Хамар-Дабан. Входит в сельское поселение «Верхнеторейское».

У этого села есть одна интересная особенность – в отличие от других бурятских родов его жители сохранили старомонгольский говор. Они сохранили традиции, обряды и рецепты национальных блюд. В 2007 году даже был представлен проект этнодеревни, который занял третье место на выставке международного бурятского фестиваля «Алтаргана-2008».

Кабанский район
Село Ранжурово

Село названо в честь Цыремпила Ранжурова, первого бурятского революционера, большевика, одного из организаторов Советской власти в Бурятии. В начале 1950-х годов в связи со строительством Иркутской ГЭС на Байкале поднялся уровень воды, угрожая затопить островные улусы. Было принято решение переселить жителей на новое место, процесс шел с 1951 по 1953 года.

Улус расположен в 23 км от районного центра, села Кабанска. Является административным центром сельского поселения «Ранжуровское».

Таким образом, жители села – потомки кударинских бурят, переселившиеся с западного берега Байкала. Они на протяжении многих столетий сохраняют свои родовые культурно-религиозные шаманские традиции.

Курумканский район
Улус Тазы

Поселение имеет эвенкийское название, что в переводе означает «деревянная чашка». Эвенки прибыли сюда в 20-30-е годы прошлого века, когда территория относилась еще к Баунтовскому району. В декабре 1943 года они вошли в бурятский колхоз им. Ленина Дыренского сомсовета, с тех пор оба народа дружно живут по соседству.

Улус расположен на левом берегу реки Баргузин, входит в сельское поселение «Улюнхан эвенкийское».

Кроме того, улус Тазы славится своими природными красотами. Их, кстати, оценили и строители БАМа, проезжавшие по близлежащей трассе Тазы-Уоян.

Тункинский район
Село Тагархай

Первая в долине коммуна именовалась «Жаргалай зам», что означает «Путь счастья». Позже село было переименовано в Таhархай – в переводе с бурятского «оторванный». И действительно, добраться до него по бездорожью было не так просто.

Село расположено на севере Тункинской долины у подножия горных Саянских гор. Входит в сельское поселение «Толтой».

Природа в Тагархае потрясает своей красотой. Особенно завораживают величественные горные вершины, на которые открывается панорамный вид, и сверкающие глади озер.
Не удивительно, что эта земля стала золотой колыбелью для многих героев и известных деятелей Бурятии. Это прославленный снайпер и герой СССР Жамбыл Тулаев, дважды кавалер ордена Александра Невского Сырен Андыков, один из первых заслуженных артистов России Цырен Хоборков, гордость бурятской интеллигенции семья Лыгденовых и многие другие.

Нукутский район
Деревня Тангуты

В начале ХХ века в среднем течении реки Унги находилось 9 маленьких улусов. Во время коллективизации в 30-х годах они объединились в одно село – Тангутыа. Бедняки, батраки, бывшие красные партизаны, солдаты объединились в коммунны, чтобы устроить новую жизнь.

Деревня расположена в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области. Административный центр муниципального образования «Шаратское».

Любопытно, что до наших дней дошли карты и планы местности со слов старожилов «Ранешние коренные жителей 1889-1901-1913-1925-1937-1949 гг.». Они уникальны тем, что содержат фамилии и имена людей живших в то время.

Заиграевский район
Село Хара-Шибирь

Село является малой родиной выдающегося деятеля, ученого богослова, дипломата и просветителя Цанид-Хамбо Агвана Доржиева. В 1921 году он на свои средства открыл начальную школу, которая впоследствии стала одной из первых семилеток в Бурятии.

Улус в Заиграевском районе Бурятии. Входит в сельское поселение «Первомаевское»

Природа в селе Хара-Шибирь по-своему очаровательна. С севера его окружают высокие скалистые горы, на юге – тайга. По западной стороне тянутся голые сопки, а по восточной – густой ельник с горными ручьями.

Мухоршибирский район
Село Цолга

Много песен сложено в народе о красоте и богатстве Тугнуйской степи, которую издавна населяли буряты хоринских родов. В 1929 году образовалась коммуна «Ошон», куда вошли семьи из 10 улусов, она-то и положила начало селу Цолга.

Село расположено на левом берегу реки Сухары. Административный центр сельского поселения «Цолгинское».

В народе ходит две легенды о происхождении названия «Цолга». Согласно первой, Чингисхан со своим войском остановился на ночлег. Достав «hуулга» (черпак), он начал готовить еду и дал указание, чтобы это место так и назвали «hуулга». Так как местность населяли монголы, которые не выговаривали звук «h», село стало называться «Суулга».
По второй версии, в далекие суровые времена люди думали, что под землей вечная мерзлота. Для них единственным источником воды была близлежащая речка Сулхара. Воду набирали часто, поэтому образовалось много прорубей, которые называли «соолго».

Ольхонский район
Село Ялга

История села началась в 1916-1917 годах с нескольких бурятских семей, фамилии и имена которых сегодня известны. Постепенно население росло, а в 30-х годах здесь уже был образован колхоз им. Кирова.


Деревня в Ольхонском районе Иркутской области, входит в Хужирское муниципальное образование.

В переводе с бурятского языка «Ялга» означает «чаша», «котлован». Кстати, в 6 км от деревни находится соленое озеро Шара-Нур – единственное озеро на острове
Ольхон, расположенное в горах. Оно почитается местными жителями за соленые минеральные воды и целебные грязи.

Увидеть историю каждого села и буквально познакомиться с его жителями можно на уникальном фестивале «Хроники исчезающих деревень». С 9 по 12 октября вас ждет незабываемое путешествие в деревенскую жизнь прошлого и настоящего.

Стоимость билета 300 рублей. Контактная информация по телефонам 37-96-70, 67-44-02. Ознакомиться с программой фестиваля и забронировать билет можно на сайте https://project.infpol.ru/hid 

Автор: Анастасия Черниговская

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях