Несколько недель назад мы коснулись вопроса несанкционированных парковок в столице Бурятии. Речь шла о том, что многие автолюбители оставляют машины где попало, чем основательно портят жизнь улан-удэнским пешеходам. Сегодня затронем еще одну проблему, которая требует скорейшего решения.
Речь об уличном освещении. Стоит зайти солнцу, как наш город превращается в самое настоящее «царство полумрака». Хотя фонари на улицах столицы вроде есть. Но они настолько тусклые, что пользы мало. Свет освещает небольшое пространство прямо перед столбом. И так по всей дороге! Создается впечатление, что улан-удэнские фонари не сколько освещают дорогу, а просто указывают направление, в котором надо двигаться.
Такова ситуация даже на самых оживленных магистралях, а уж что творится на второстепенных дорогах, особенно в пригородах, лучше и не рассказывать. Уж там, извините за каламбур, положение дел – просто мрак.
Интересно, что стоит выехать за пределы города, где начинаются трассы, обустроенные по программе «Безопасные и качественные дороги», как ситуация тут же меняется. Там фонари светят очень ярко. Поэтому ехать по селам Татуарово, Ильинка и пр. гораздо приятней, чем по столице.
Ночное вождение
В Улан-Удэ из-за слабого света фонарей автомобилисты с трудом различают не только разметку, но и саму трассу. Едут, ориентируясь на встречные машины да на магазины вдоль обочин. Кстати, многие из торговых точек освещены гораздо лучше, чем магистрали. Но стоит выехать из более-менее освещенной магазинами зоны, как трассу опять не видно. Про выбоины и прочие препятствия и говорить нечего. То, что въехал в яму или задел бордюр, зачастую понимаешь только тогда, когда ощутишь удар.
Уверены, что многие из тех, кто чинил подвеску, менял стойки и т.д., могут заявить о том, что причиной поломки стало именно плохое освещение на дорогах. Из-за полумрака они просто не увидели препятствия на своем пути. Еще хуже ситуация, когда на дорогу неожиданно выходит пешеход! К тому же одетый во все темное и без отражающих наклеек. Проблема в том, что пешеход уверен, что автомобилист его видит. Смеем заверить – это не так. В полумраке водитель успевает различить человеческий силуэт лишь в нескольких метрах от своей машины. Надежда тут только на резкое торможение и хорошую реакцию. Но, к сожалению, это не всегда случается.
Не поэтому ли у нас так часты происшествия с пешеходами в темное время суток? И даже если автомобилист успеет затормозить или вывернуть руль, всегда ли следом идущая машина готова к такому маневру и держит необходимую дистанцию? Ведь там тоже едут в полумраке. Поэтому на сайтах информагентств то и дело мелькают сообщения о столкновении попутных машин.
Стоит отметить еще один аспект недостатка уличного освещения. Как уже говорилось, фонари у нас светят только самим себе. Стоит отойти на шаг-другой в сторону, как тут же буквально «проваливаешься» в темноту. А путешествие по тротуарам, окутанным тьмой, чревато встречей с малоприятными личностями, которых интересует содержимое чужих карманов и сумочек. Особенно лихо приходится тем, кто живет в отдаленных микрорайонах. Для тех, кто живет в частном секторе или садоводстве, каждый вечерний «променад» превращается в испытание нервов.
Экономика и безопасность
Впрочем, о том, что случается, если водитель в потемках не разглядел пешехода или на темной улице раздался оклик в стиле «есть закурить», можно и не рассказывать. И так понятно. Вопрос в том, почему так случилось, что с заходом солнца столица погружается в темноту?
Можно вспомнить, что в былые годы уличное освещение в Улан-Удэ было неплохим. По крайней мере, на основных улицах всегда горели яркие фонари, которые освещали и дорогу, и тротуары. По крайней мере, так темно, как сейчас, не было. Однако затем эти светильники заменили на новые. Насколько помнится, тогда власти преследовали сразу две задачи. Во-первых, сберечь фонари от хулиганов. Поэтому светильники заменили на «антивандальные» фонари. Вторая причина – энергосбережение. Лампы поменяли в тот момент, когда страну охватил проект по сбережению электричества. Экономия – это, конечно, хорошо. Но когда в меру.
А тут о чувстве меры все-таки подзабыли, в результате чего город буквально провалился в темноту. Сейчас о проекте энергосбережения не думают. Да и лампы накаливания в 100 ватт купить не проблема. О замене фонарей на более яркие никто так и не вспомнил. А ведь давно пора – приезжие отмечают, что наш город по вечерам очень темный и потому небезопасный.
Так, может, пора все-таки изменить положение дел и установить более яркие фонари? Понятно, что это будет стоить немалых денег. Однако на другой стороне весов - человеческие жизни. Ведь скольких ДТП можно было избежать, будь наши дороги более освещенными. А сколько грабежей не произошло бы, если все наши тротуары были ярко освещены? Вот об этом надо подумать, взвешивая решение о том, менять фонари или нет.
Сейчас у руля городской администрации встали новые люди. Будем надеяться, что они воспримут этот материал как руководство к действию и очень скоро наш город наконец-то выйдет из темноты, став настоящей столицей с ярко освещенными дорогами и тротуарами.
«Качественно и количественно улучшилось»
Так довольно оптимистично ответила городская администрация на запрос еженедельника о проблеме плохой освещенности дорог в Улан-Удэ.
«По сравнению с 2000-ми годами оснащение сетями наружного освещения Улан-Удэ, в том числе освещение дворовой территории, проулков и переулков, качественно и количественно улучшилось», - заявили в мэрии. Однако признали, что в ряде мест ситуация оставляет желать лучшего. «Существующая сеть наружного освещения не отвечает современным требованиям, износ сетей составляет 60%, - извещают городские власти. - Полностью отсутствует освещение в мкр-нах Тепловик, Медведчиково, Силикатный, в 113, 117, 119, 126, 147 кварталах, по ул. Магистральная, Нищенко, Горхонская и пр. Сети освещения некоторых улиц нуждаются в капитальной реконструкции».
В этом году на Сахьяновой планируется реконструкция сетей освещения. На 2020 год запланирована разработка проектно-сметной документации на устройство светильников по ул. Ангабаева, Плодовоягодная, Псковская, Бограда, на автодороге Улан-Удэ - Заиграево. Кроме того, мэрия упоминает о необходимости продолжения работ по ул. Горхонская, Нищенко, Волочаевская, реконструкции фонарей на ул. Пищевая, Комарова, Гагарина, Добролюбова, проспекту 50-летия Октября, с заменой старых ламп на более мощные.
Однако завершают отчет власти города на все той же оптимистичной ноте: «В рамках энергосервисного контракта были заменены 10267 светильников. Светильники заменены на новые, с условием сохранения светового потока и освещенности участка. Старые, морально устаревшие светильники большей мощности заменены на новые меньшей мощности». При этом мэрия вновь вспомнила об экономии электроэнергии, заверяя, что она оказалась очень существенной - около 40%.
Сопутствующий фактор
Как сообщили редакции в УГИБДД МВД по Бурятии, за 2019 год в Улан-Удэ произошло 9 ДТП, где сопутствующими факторами стали отсутствие уличного освещения и неисправность фонарей. В этих происшествиях 3 человека погибли, 7 получили травмы. Наиболее аварийными участками являются улицы Мокрова и Горхонская.