На минувшей неделе в центре забайкальской столицы нашли расчленённое тело 18-летней (по более ранним сведениям – 19-летней) читинки. По данным «Чита.ru», сначала на козырьке подъезда одного из многоквартирных домов на улице Богомягкова обнаружили части её тела, которые выбросили с 12-го этажа. А через какое-то время на лежавшую на земле голову наткнулись игравшие поблизости дети. Источник издания в экстренных службах региона рассказал, что девушка работала в стриптиз-клубе.
Преступление произошло ночью на территории жилого комплекса, окружённого забором и оборудованного круговым видеонаблюдением. Известно, что его охраняет ЧОП.
В следственном комитете возбудили уголовное дело по статье 105 Уголовного кодекса РФ («Убийство»). Вскоре задержали и подозреваемого в жесткой расправе – им оказался 38-летний мужчина, который снимал квартиру в том же доме.
Как выяснилось, предполагаемого убийцу зовут Цырен-Доржи Цыренжапов. Он родился и большую часть жизни прожил в селе Алханай Дульдургинского района, который находится на территории Агинского бурятского округа. Мужчина дважды был судим, в последний раз – в 2010 году, сообщает «Чита.ру». Он нигде не работает, не женат и детей у него нет.
- По словам следователя, 38-летнего забайкальца ранее признавали виновным в тяжком и особо тяжком преступлениях, – подчёркивает издание.
Во вторник, 8 октября, Центральный районный суд Читы на 72 часа продлил срок задержания Цырен-Доржи Цыренжапова, поддержав ходатайство руководителя второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Забайкальскому краю. Последний изъял материалы у следственного отдела по Центральному району Читы и изменил требование с ареста подозреваемого на продление срока его задержания для сбора дополнительных доказательств.
Сам Цыренжапов сначала не признавал свою вину, но на закрытом заседании 11 октября всё же сознался в убийстве. Накануне стало известно, что Цырен-Доржи Цыренжапову предъявили обвинение в расправе над девушкой. По ходатайству следователей суд арестовал его до 6 декабря.
- По версии следствия, вечером 4 октября, находясь в квартире на улице Богомягкова, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений обвиняемый совершил убийство девушки 2001 года рождения. Убедившись, что потерпевшая не подаёт признаков жизни, он расчленил тело, после чего сокрыл фрагменты, – сообщили в следственном комитете. – Суд учёл доводы следствия о том, что мужчина обвиняется в совершении особо тяжкого преступления против личности и, оставаясь на свободе, может вновь совершить преступление или иным образом воспрепятствовать расследованию дела.
«Полгода всего как увидела свободу»
Тем временем СМИ узнали, кем была убитая в Чите девушка. Оказалось, что её звали Екатерина. Источники «Чита.ру» в правоохранительных органах утверждают, что она работала танцовщицей в читинском стриптиз-клубе «Zажигалка» и незадолго до смерти перешла в клуб «Roxy». Совершеннолетие отпраздновала в апреле.
- Неизвестно, почему 18-летняя девушка оказалась в съёмной квартире вдвое старшего Цыренжапова. Но примечательно, что вечером 4 октября внешне жизнерадостная Екатерина записала прямую трансляцию вр «ВКонтакте», судя по панораме, с балкона дома на Богомягкова, 2, под окнами которого и нашли тело, – отмечает издание.
Журналисты пообщались с братом Кати – Стасом.
- Полгода всего, как увидела свободу, и такое случилось, – рассказал он. – В детстве (мы) много горя хапнули, особенно Катя – жила то с матерью, то с отцом. Потом – всё время по детдомам. Бывало, отец забирал её на выходные, но она могла что-то нехорошее сделать или сказать сгоряча – и после мы подолгу не виделись. Понял, почему она так поступала и простил только когда стал старше.
Стас признался, что почти не ел в последние дни – пытался выяснить, что произошло, общался со знакомыми сестры, безуспешно звонил в «Zaжигалку». В момент подготовки публикации он вместе с подругами сестры, матерью и давно отдалившимся от девушки отцом готовил похороны и поминки.
К слову, Екатерина попала в сводку новостей не впервые. Ещё пять лет назад краевая Общественная палата (ОП) освещала дело Светланы Скворцовой – матери-одиночки, добивавшейся восстановления своих родительских прав. Согласно материалам ОП, в 2011 году сотрудники опеки без предупреждения забрали её 10-летнюю дочь Катю с детской площадки у общежития на улице Матвеева в Чите. Женщина писала губернатору, президенту и в итоге обратилась за поддержкой в ОП и в суд – за справедливостью.
- В изложении Общественной палаты история семьи ещё более трагична. Вскоре после рождения дочери Игорь Скворцов начал выпивать и ссориться с женой, несколько раз отдавал малолетних детей в органы опеки под предлогом, «что мать их бросила», а после развода якобы похищал дочь и сына у Светланы. При этом обоих впервые лишили родительских прав ещё в 2002 году – как писала ОП, именно после регулярных визитов отца в службу опеки, – пишет «Чита.ру».
Стас не захотел говорить с журналистами о тёмных моментах из прошлого своей семьи, но вспомнил счастливые дни, которые они с Катей проводили у отца или матери. Будучи детьми, брат и сестра строили крепости из коробок, плели канаты из родительских простыней, но повзрослели порознь, почти не общаясь. С 2011 года девочка жила в районных детдомах и лишь к декабрю 2012-го мать добилась перевода дочери в учреждение под Читой. Навещала её там три-четыре раза в месяц, иногда – чаще. Катя часто рассказывала, как они жили с мамой, вспоминала о ней, называла общежитие на Матвеева своим домом.
Общественная палата, тоже вступившаяся за Скворцову в суде, писала, что женщина трудилась на двух работах и что комната, в которой она проживала, была «небольшая, но ухоженная», а на фотографиях в семейном альбоме дети выглядели довольными и спокойными рядом с родительницей. Представитель органа опеки утверждала обратное – дома у Скворцовых якобы не было детских вещей, да и соседи плохо отзывались о женщине. В итоге суд встал не на сторону матери и девочка осталась в детдоме. Лишь когда Кате исполнилось 18 лет, она вернулась жить к Светлане.
- Мы не часто общались, но знаю, что поначалу у Кати были только какие-то подработки – например, посудомойкой. Ещё в сентябре денег у сестры было немного – она радовалась тому, что мама купила ей диван. Они жили вместе, но Кате скоро должны были выделить квартиру от государства, – рассказывает Стас.
Он не знает, когда именно и почему сестра пошла работать танцовщицей, но уверен, что с того момента прошло не больше месяца. «Сейчас про неё много что пишут, много неправды. Какие-то диванные комментаторы говорят [разное]… Жизнь её сильно помучала… но она была хорошая, добрая», – говорит брат убитой девушки.
В Колочнинском детском доме (теперь – центр «Согласие») корреспонденту «Чита.Ру» подтвердили, что знают о расправе над бывшей воспитанницей. Но от комментариев по телефону там отказались. Днём 9 октября руководство учреждения ждало следователей.
Катю похоронили 10 октября. Уголовное дело об убийстве возбуждено по части 1 статьи 105 УК РФ. Максимальное наказание, которая она предусматривает – 15 лет лишения свободы.