Страшная авария на трамвайной остановке «Республиканская больница» потрясла жителей Улан-Удэ. Напомним, ДТП произошло днем 14 октября на улице Терешковой. Внедорожник на полном ходу влетел в трамвайную остановку с людьми. 47-летний мужчина погиб на месте, 56-летняя женщина позже скончалась в больнице от полученных травм.
Водитель иномарки, 31-летний мужчина, с ушибами был доставлен в медицинское учреждение, откуда позднее был отпущен на амбулаторное лечение. Причины и обстоятельства страшного происшествия устанавливаются.
От подобного не застрахован никто. И, к сожалению, пока не существует стопроцентного способа защитить горожан. Но что могло бы спасти их в этой конкретной ситуации?
Люди и поток машин никак не разделены
По мнению некоторых горожан, роль в роковом ДТП сыграли низкие бордюры, по которым беспрепятственно проехал автомобиль. Кроме того, платформа остановки в виде трамплина выходит на проезжую часть.
К слову, эта остановка трамвая не единственная опасная в нашем городе, считают улан-удэнцы. На многих площадках ограждения, призванные защитить пассажиров, не надёжны и для безопасности их недостаточно. Дополнительную угрозу на таких остановках создают узкие тротуары, где человек рискует быть зацепленным либо трамваем, либо проезжающим мимо автомобилем.
Об этом люди пишут в комментариях под новостями о недавнем ДТП на сайте infpol.ru.
«У тротуаров по краям улиц, на автобусных остановках должны быть защитные отбойники типа столбиков, утопленных в асфальт, - пишет один из пользователей. – Тем более они должны быть посередине транспортного потока, в середине улицы вдоль трамвайных путей. Люди и поток автомобилей никак не разделены. По всему Улан-Удэ защитных конструкций нет».
«Когда-то, с советских времен и до 90-х, на трамвайных остановках были кондовые, но прочные заборчики-ограждения из металлических труб - свернуть-вырвать такие было сложно, - считает автор другого комментария. – Потом их убрали, мол, толкучку при высадке создают. Пожертвовали безопасностью. Особо отметим, что ширина тротуаров на трамвайной остановке не позволяет разминуться даже двум пассажирам, если один продолжает ждать свой маршрут, а второй высадился и движется к переходу на противоположную сторону улицы. Тем более там не прокатить детскую коляску, не то что инвалидную».
Это был вопрос времени
Некоторые считают, что проблему наездов на трамвайные остановки могут решить железобетонные блоки – мол, пусть лихачи разбиваются сами, не унося за собой жизни других. Тут же нашлись противники этой идеи – по их мнению, более гуманно по отношению к автомобилистам будет установить пластиковые блоки, наполненные водой.
Страшное ДТП рано или поздно должно было случиться, отмечает один из комментирующих. По его мнению, этот участок дороги изначально был спроектирован неудачно.
«Там идет сужение дороги, то есть остановка выдвинута на вторую полосу. Такая авария была вопросом времени. Задел колесом бордюрный камень, и машину вынесло на остановку. Водитель не следил за дорогой, но и проектировщик, и заказчик такого исполнения остановок должны понести справедливое наказание», - считает автор.
«Вообще эти остановки сразу вызвали подозрение. За счёт расширения дороги и невозможности сузить саму остановку нагородили эти выступы, которые нужно объезжать, чтобы не заехать на платформу. Обычно же делают карманы (остановки) для безопасной погрузки, а тут, наоборот, вынесли их на проезжую часть. Надо, наверное, ставить такое ограждение, чтоб защищало стоящих людей», - пишет анонимный пользователь.
«Да, все верно, - поддерживает его другой автор. – Эти выступы бордюра торчат, как трамплины, ночью точно не увидишь. По трамвайным остановкам всегда замечал, что нет ограждений от дороги, а если есть, то сделаны из сваренных между собой труб. Несколько ударов кувалдой, и разлетится эта сварка. Пожалуйста, на трамвайных остановках, да и вообще на всех остановках по ходу движения автомобилей сделайте отбойники, да покрепче!».
Подвеска или жизнь
В большинстве европейских городов трамвайные остановки строят с повышенными посадочными платформами. Это создаёт препятствие для автомобилистов, движущихся параллельно трамваю, и им приходится снижать скорость перед платформой.
Как считает известный блогер-урбанист Илья Варламов, защитить участок дороги, по которому пешеходы идут до трамвая, можно, если поднять его на один уровень с тротуаром и нанести на него яркую разметку (см. фото). Искусственная неровность на зебре позволит пешеходам безопасно и удобно дойти до трамвая, а автомобилисты, видя препятствие, будут снижать скорость.
«Конечно, такие меры надо принимать, когда трамвайные пути и тротуар разделяет только одна полоса движения или остановку нельзя перенести в центр дороги, - пишет Варламов. – Тогда ставим остановочный павильон на тротуаре, ставим управляемый из трамвая светофор. Проезжую часть поднимаем до тротуара и наносим на нее «вафлю», т. к. в наших ПДД она внятно не прописана, то перед ней можно добавить «стоп-линию». Перед остановкой, там, где дорога поднята до тротуара, ставим бетонные столбики. Когда полос несколько, остановку нужно переносить в центр дороги к путям».
Автолюбители идею с «вафлями» не оценили, ссылаясь на то, что от частых остановок им придётся испытывать неудобства и тратиться на ремонт подвески.
«Приподнятая остановка – это, конечно, хорошо, - пишет автор комментария. – Но трамвай останавливается на отдельно взятой остановке условно 30 раз в день, а машины ездят круглосуточно. Почему автомобилисты должны испытывать неудобства и ломать подвеску, прыгая на этих кочках, в то время, когда трамвая нет? То есть автомобилист, независимо от того, есть трамвай или нет, должен ломать подвеску. Вместо того чтобы сделать нормальные безопасные остановочные пункты, вместо того чтобы пересмотреть ГОСТы и запретить остановки посередине проезжей части, проще и дешевле испортить жизнь автомобилистам, превратив дорогу в полосу препятствий».
Очевидно, что трагедия на трамвайной остановке рано или поздно должна была случиться. Другой вопрос, сколько времени и средств понадобится на то, чтобы привести в порядок этот и другие остановочные пункты. Ведь зима уже на носу, и опасность быть сбитым пролетающей мимо машиной или угодить под колёса трамвая возрастёт вдвое.