Жизнь нашего земляка Никиты Кобелева оборвалась три года назад, в июне 2016-го – после того, как правоохранители задержали его по подозрению в краже велосипеда и решили побоями выбить признание. О трагической смерти подростка сообщили не только все местные СМИ – о ней рассказали в программе «Пусть говорят» на Первом канале, которую тогда ещё вёл Андрей Малахов.
Несколько недель спустя троих полицейских, которые участвовали в задержании 17-летнего улан-удэнца, отправили в СИЗО. Их обвинили в нанесении побоев юноше. Близкие оперативников, кстати, тоже высказались по поводу произошедшего в соцсетях – правда, анонимно.
Расследование громкого уголовного дела, насчитывающего 50 томов, завершилось летом 2018-го. Однако после огласки на федеральном канале его засекретили. СМИ было известно лишь то, что на скамье подсудимых оказались пятеро правоохранителей. Это экс-начальник отделения по раскрытию имущественных преступлений и оперативному прикрытию мест сбыта оперативно-сыскного отдела (ОСО) угрозыска УМВД по Улан-Удэ Андрей Павлов, его подчинённый, оперативник Сергей Плотников, их коллега из того же ОСО Валентин Смолин, а также оперативники городского отдела полиции № 1 – Анатолий Олоктонов и Тумэн Манибадраев.
Всех пятерых обвиняют не в убийстве, а в превышении должностных полномочий с применением насилия и спецсредств (по пунктам («а» и «б» части 3 статьи 286 Уголовного кодекса РФ). Андрею Павлову также вменяют пункт «в» этой статьи – с причинением тяжких последствий. Наказание по ней предусматривает от трёх до десяти лет лишения свободы. Кроме того, ранее Сергею Плотникову предъявили обвинение по части 1 статьи 285 УК – «Злоупотребление должностными полномочиями» (до четырёх лет лишения свободы).
В СИЗО стражи порядка пробыли всего год. Последние два они находятся на свободе – под подпиской о невыезде. При этом до сих пор продолжают работать в органах – со своим креслом распрощался только Павлов. Защищают их шесть адвокатов.
Накануне прогремевшее на всю страну дело, наконец, дошло до прений сторон. Очередное заседание вновь прошло за закрытыми дверями. Как сообщает «Новая газета», полицейским, обвиняемым в гибели Кобелева, грозит от четырёх с половиной до восьми лет колонии общего режима.
- Прокурор попросил подсудимому Павлову восемь лет, Плотникову – пять, а остальным – по 4,5 года, – рассказал изданию юрист «Зоны права» Роман Сукачёв, представляющий интересы семьи погибшего.
Он добавил, что приговор огласят 8 ноября. «НГ» отмечает: обвинение настаивает на том, что подросток умер после того, как один из силовиков заставил его надеть противогаз и сдавил трубку забора воздуха. Никиту стошнило, и он скончался от попадания инородной субстанции в лёгкие.
Напомним, прения сторон, запланированные на 3 октября, так и не состоялись, поскольку один из адвокатов заболел и не явился на заседание. На днях история повторилась из-за замены защитника одного из подсудимых. Кстати, сами полицейские избегают общения с журналистами и скрываются от камер. «Все вопросы задавайте защитнику, хорошо? У меня нет желания разговаривать с вами», – заявил Андрей Павлов корреспонденту телекомпании АТВ.