Два года назад Михаил Бутуханов перенёс инсульт за рулём автомобиля. Теперь он учится ходить, с трудом преодолевая межкомнатные пороги своей квартиры. Левая рука мужчины не работает. А недавно он узнал, что квартира, в которой он живёт, больше ему не принадлежит.
Михаил с супругой Ингой давно развелся. Женщина занимается ребёнком и своим здоровьем. Жить одному в большой квартире за пять миллионов нет смысла, считает Михаил. Поэтому с бывшей женой они договорились продать недвижимость, а на вырученные средства купить две однокомнатные квартиры – для Михаила и для их 12-летнего сына. С оставшихся денег мужчина мечтал уехать в столичную клинику, где его обещали поставить на ноги.
Нежданная гостья
Этой осенью Михаила сразила весть о том, что ещё полгода назад он лишился квартиры, в которой живёт и на которую строил планы, он якобы продал её за три миллиона рублей. Однако мужчина утверждает, что не заключал сделки купли-продажи и никаких денег не получал.
- До всего этого у меня был бизнес, я был одним из четырёх учредителей фирмы, и, честно признаться, нарушал закон, занимаясь обналичкой, - рассказывает Михаил. – Когда всё выяснилось, налоговая наложила запрет на регистрационные действия с моей квартирой, и я не мог её продать. Не мог пользоваться и расчетными счетами фирмы. Также арестовали мою машину. Когда я выписался из больницы после инсульта, оказалось, что мне уже насчитали долгов на несколько миллионов. Причём я не был бухгалтером или директором этой фирмы, но долги легли на меня.
С возникновением долгов в службе судебных приставов появился исполнительный лист в отношении Михаила. В 2018 году в дверь квартиры, где он живет, постучал пристав.
- Женщина представилась Еленой Николаевной, документов я не видел. Она сказала, что в деле много нарушений и мне нужна помощь. Потом добавила, что у неё есть родной брат юрист, который может мне помочь. Я ответил, что рад любой помощи, - вспоминает Михаил.
«Спросил, сколько я хочу за квартиру»
Мужчина, приехавший вскоре, представился Бутуханову как брат пристава. Со слов хозяина квартиры, он назвался Андреем Сапхаевым (фамилия изменена. - Прим. авт.) и почему-то тоже не показал свои документы.
- Он пообещал не только снять запрет с квартиры, но и продать её. Я подумал, почему бы и нет – обеспечу сына жильём, сам вылечусь, вернусь к жизни, буду работать, - говорит мужчина. – Он спросил, сколько я хочу за квартиру. Я ответил, что, по оценке риелторов, она стоит не меньше пяти миллионов рублей, и поставил условие: всё, что останется свыше пяти миллионов, он заберёт себе. Главное, чтобы я увидел бумагу о том, что арест снят. Позднее в общении с Андреем я понял, что как юрист он никакой. Но мне на тот момент было плохо, и я согласился на его помощь – доверился ему, потому что доверился Елене Николаевне.
Юрист попросил Михаила составить на него доверенность и привёл нотариуса, которая, по словам Бутуханова, тоже не показала документы. Желая поскорее разрешить дело, он всё же подписал доверенность.
- После этого Андрей стал приходить реже. Когда он приходил, я давал ему деньги на продукты, и он кормил меня, - рассказывает Михаил. – Кроме него, заходила только почтальон, приносила пенсию по инвалидности. И то в один момент мне перестали её платить, так как я не пришёл на второе переосвидетельствование. В это время я лежал в квартире один и помирал от голода, не мог дозвониться до ФСС, и Андрей трубку не брал. Потом он как-то пришёл со своим помощником Николаем Шапхаевым, который начал мне помогать, кормить, возить по квартире. Однажды Андрей заявил, что арест с моей квартиры снят и он начинает заниматься её продажей.
Не получив от Андрея никакого подтверждения о снятом аресте, Михаил зашёл на сайт МФЦ и узнал, что квартира по-прежнему арестована. Это же ему подтвердил и знакомый риелтор. Тогда мужчина попросил юриста свозить его в МФЦ и подтвердить свои слова выпиской из реестра.
- В то время я принимал лекарства, назначенные врачом, от которых мне было плохо. Как-то летом Андрей предложил погулять по Верхней Берёзовке, но отвёз меня в МФЦ. Там он сказал мне, чтобы я написал заявление на выписку, и дал пачку бумаг. В таком состоянии я их заполнил, думая, что получу выписку. Потом выяснилось, что допущена ошибка в его отчестве, и мне снова пришлось переделывать документы. Я уже в туалет хотел, не мог терпеть, но Андрей сказал: «Как мы потом сюда попадём? Снова тебя везти». Я быстро всё сделал, и меня увезли домой.
Выписку Михаил так и не получил, так как у него не оказалось денег, чтобы её оплатить.
- У меня пытаются отобрать квартиру, - считает он.
Голодный миллионер
В конце августа из Петербурга в Улан-Удэ вернулась Инга. В северной столице она полгода проходила химиотерапию. Михаил сообщил ей, что ограничение с квартиры снято и знакомый юрист уже занимается её продажей.
- Я очень удивилась и отправилась в МФЦ, где узнала, что квартира уже как полгода продана и Михаил за неё получил деньги. Якобы ещё в апреле её купил Сапхаев за три миллиона рублей. Но Михаил сказал, что никаких денег не получал и даже не знал о сделке, - рассказывает Инга.
Сам Михаил утверждает, что позвал бы свидетелей, если бы получал крупную сумму. С миллионами на руках он если бы не уехал лечиться в Москву, то уж точно не голодал бы один в квартире. Чтобы питаться, мужчине пришлось продать душевую кабину.
- Я два года ухаживал за Михаилом, когда у него не было денег, кушать привозил. Однажды смотрю – душевой кабины нет. Говорит, продал. Я ему: «Ты что? Давай ещё унитаз продай», - рассказывает друг Михаила Виктор Поняев.
Оказалось, что Сапхаев перепродал квартиру собственному отцу – за два миллиона сто тысяч рублей. Однако о смене владельца председателю ТСЖ «Замок», в котором состоит Михаил, никто не сообщал. По словам председателя Антонины Баиновой, по документам товарищества Михаил Бутуханов – всё ещё собственник.
23 октября состоится очередное судебное разбирательство. Защитник Михаила рассчитывает, что сделка будет признана недействительной.
- 9 октября прошло судебное заседание, где Сапхаев представил суду расписку на три миллиона. В ней он утверждает, что прямо в этой квартире был подписан договор с Михаилом Манжеевичем. Что Бутуханову он дал шесть пачек денег по 500 тысяч рублей. Сапхаеву задали вопрос: как Михаил одной рукой мог пересчитать эти пачки денег, ведь одна рука у него не работает? Сапхаев с отцом ответили, что просто отдали деньги и уехали. Также заявили, что на следующий день отвезли Михаила в МФЦ, куда сдали уже подписанные договор купли-продажи и акт передачи квартиры. Суду они представили якобы заявление Михаила в Росреестр, в котором он просит зарегистрировать куплю-продажу. При этом Михаил утверждает, что подпись в заявлении ему не принадлежит. Примечательно, что по документам сделка произошла 19 апреля 2019 года и постановление о снятии ограничения с объекта недвижимости также от 19 апреля. Постановление было направлено в Росреестр, где ограничение было снято только 24 апреля, - говорит юрист Александр Котов.
По словам Александра Котова, Андрей и Елена Сапхаевы вовсе не брат и сестра, а бывшие муж и жена. Мы связались с Андреем Сапхаевым, однако мужчина отказался от комментариев.
Приставов проверят
В службе судебных приставов республики, куда 10 октября обратилась Инга Бутуханова, «Информ Полису» заявили, что в отношении Елены Сапхаевой начата служебная проверка.
- По данному факту в отношении должностного лица начата служебная проверка, будут изучены материалы исполнительных производств. Также устанавливаются законность и обоснованность принятых процессуальных действий и решений. В случае выявления признаков состава преступления материалы проверки незамедлительно будут переданы в правоохранительные органы, - сообщают в Управлении.
Также отделом противодействия коррупции проверяется работа пристава, снявшего ограничения с квартиры Михаила.
Документы подали вместе
В Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Бурятии прокомментировали ситуацию. Как заявляют в Росреестре, Андрей и Михаил лично подавали документы в Многофункциональный центр:
- 20 апреля 2019 года в МФЦ представлены заявления от Бутуханова Михаила Манжеевича (продавец) и Сапхаева Андрея Станиславовича (покупатель) на государственную регистрацию перехода права собственности на квартиру на основании договора купли-продажи объекта недвижимости от 19 апреля. Документы представлены лично продавцом и покупателем в офис приема МФЦ. После установления личности и проверки документов специалисты МФЦ направляют документы в орган регистрации прав. Вопрос о подлинности подписи лица на документе можно установить лишь экспертным путем лицом, обладающим специальными познаниями. Например, почерковедческая экспертиза может назначаться по решению суда в ходе судебного разбирательства. Ранее имевшиеся в ЕГРН ограничения погашены до момента представления документов на регистрацию. 24 апреля на основании выписки, поступившей от УФССП по Бурятии, сведения о запрете на регистрационные действия по данной квартире, погашены в ЕГРН. 7 мая принято решение о государственной регистрации перехода права собственности к Сапхаеву, - говорит руководитель Управления Росреестра по Бурятии Ирина Шаргаева.
Управление Росреестра по Республике Бурятия призывает собственников объектов недвижимость быть бдительными при совершении любых сделок с недвижимостью и внимательно проверять перед подписанием документы. Более того, не следует оформлять доверенность в случае, если вы полностью не уверены в своем представителе, отмечает Ирина Шаргаева.