10 октября стало известно, что счета и имущество 14 руководителей и специалистов «БайкалБанка» арестованы. Приговор Железнодорожного районного суда города Улан-Удэ от 5 июня по делу о преднамеренном банкротстве финансовой организации Бурятии вступил в силу.
В зависимости от роли в совершении преступления им назначено наказание в виде лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима от 4,5 до 7 лет. Также они обязаны выплатить штраф от 200 до 500 тысяч рублей.
Реальный срок
Не согласившись с решением суда, сторона защиты пыталась обжаловать приговор в апелляционном порядке. Но Верховный суд оставил его без изменений.
Напомним, экс-председатель правления «БайкалБанка» Виталий Авдеев получил 6,5 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима и штраф в размере 400 000 рублей. Кроме того, его на три года лишили права занимать должности в кредитных организациях.
Отметим, что после выхода публикации в газете «ИП» от 16 января 2019 года под названием «Лопнувший пузырь» Виталий Авдеев прислал в редакцию письмо, где заявил, что мнения людей, представленные в материале, являются клеветой. После нашего ответа Виталию Авдееву переписка прекратилась и никаких запросов в правоохранительные органы на издание не поступало.
Константину Слободчикову, который являлся начальником службы безопасности, дали 5,5 лет, организатору преступной группы Александру Герасименко – 7, а экс-начальнику правового управления Ирине Папшевой – 4,5. Кроме того, пять лет в колонии проведёт бизнесмен Денис Григорьев, предоставивший более 100 фирм-однодневок, на счета которых и перечисляли деньги.
Не догонят миллиарды…
Сейчас Агентство по страхованию вкладов хочет привлечь их к ответственности на сумму 6,5 млрд рублей. Однако юрист-правозащитник Виталий Хонихоев считает, что эти суммы «ушли с концами».
- Насколько я знаю, практически всю недвижимость бывшие топ-менеджеры успели продать за три дня. Согласитесь, это невероятно. Три-четыре московские фирмы выписали векселя на покупку. Векселя – это, по сути, долговые обязательства. Это бумажки, ничем не обеспеченные. У меня тоже есть ООО, я тоже могу вам векселей выписать хоть на весь госдолг США. А толку-то. При этом участники ООО отвечают только в размере своего вклада, обычно это 10 000 рублей. А на выходе могут выписать вам миллиарды, - считает Виталий Хонихоев.
Вопросы к АСВ
Юрист также недоволен работой Агентства по страхованию вкладов.
- Фирмы, которые сегодня работают, по сути, аффилированы АСВ. Представим, что у одного из сотрудников агентства есть родственники, у которых три фирмы, например. И все эти три фирмы оказывают услуги. Одна архивацию оказывает за 220 млн рублей, другая адвокатов поставляет в Бурятию за 90 млн рублей в квартал. Теперь вопрос: в этом случае человеку выгодно, чтобы все продалось и перешло кредиторам и закрыть дело или тянуть, пока все оплачивается? – улыбается юрист.
Виталий Хонихоев недоумевает, для чего здесь нужны московские адвокаты, «зачем платить им за проживание в гостинице и почему они обходятся нам в 90 млн рублей». Он считает, что в стране нет контролирующих механизмов, оценивающих эффективность работы АСВ, поэтому на банкротстве «БайкалБанка» наживаются все стороны.
«Иван Ивановича никто не любит»
По мнению юриста, вкладчики, не получившие до сих пор компенсацию, рискуют остаться ни с чем.
- Допустим, есть Владимир Гейдебрехт, которому сотни миллионов рублей должны, и есть какой-нибудь условный Иван Иванович, который вложил в банк пару миллионов рублей. Задача затягивания процедуры в том, чтобы утратилась актуальность вопроса. Через пять лет кому это надо? Кто смирился, а кто уже помер. «Иных уж нет, а те далече». Какие-нибудь копеечки выплатят, руки потрут, скажут, все замечательно, - приводит пример Виталий Хонихоев.
В то же время, если человек взял кредит у «БайкалБанка» и перестал платить, надеясь, что банк обанкрочен и никто уже не взыщет с него эту сумму, глубоко ошибался.
- Если Иван Иванович должен банку, здесь, наоборот, все взыщут, все заберут. АСВ свою копейку не упустят. Здесь в работу как раз вступят адвокаты, которым платят 90 млн рублей. Пока Иван Иванович не помрет, этот долг будут с него требовать. У нас же так, Иван Ивановича никто не любит, - подытожил юрист.