В этом году Бурятии, как и во всей России, вступили в силу новые правила заготовки валежника. Речь идёт о сухих ветках, остатках стволов деревьев и сучьев, которые лежат на земле и появляются после естественного отмирания или в результате повреждения деревьев при буреломе, снеговале или из-за вредных организмов. С 1 января они считаются недревесными лесными ресурсами – чем-то вроде ягод и грибов: кто увидел первым – тот и взял. А значит, разрешения на их сбор не требуется. Раньше, чтобы получить одобрение местных властей, приходилось ждать по 90, а то и по 120 дней.
В конце декабря руководитель РАЛХ Александр Мартынов пояснил, что органы лесного хозяйства, лесхозы и лесничества должны определить места и «территориальные размещения» сбора валежника. После эти списки передадут главам муниципальных образований. Предполагалось, что любой человек сможет абсолютно свободно и бесплатно забрать из леса сухие ветки, сучья и стволы для собственных нужд – например, для растопки печи. В холодное время года те же сельчане сэкономят несколько десятков тысяч рублей. Правда, есть одно «но».
- Это не относится к предпринимательской деятельности. Собранный валежник нельзя реализовывать, – отметил Александр Мартынов.
Иными словами, продавать свою «добычу» жители Бурятии не вправе. В республиканском агентстве лесного хозяйства даже пообещали провести разъяснительную работу с населением.
Но на деле всё оказалось не так просто. В начале февраля сотрудники республиканского агентства лесного хозяйства (РАЛХ) начали штрафовать сельчан за заготовку валежника в непредназначенных для этого местах, сообщала телекомпания АТВ. Во время рейда по Заудинскому лесничеству госинспекторы обнаружили двух жителей Оронгоя, собиравших пни и остатки стволов деревьев в лесном массиве, где это делать запрещено.
Позже эту информацию прокомментировали в РАЛХ. Там заявили: один из задержанных лишь сказал, что собирал валежник, а позже выяснилось, что он срубил дерево. Соответственно, протокол об административной ответственности составили по пункту 1 статьи 8.28 КоАП РФ «Незаконная рубка деревьев». Самого же мужчину задержали при выезде из леса из-за автомобиля, гружённого древесиной. После опровержения, опубликованного на официальном сайте ведомства, сюжет удалили, а заголовок поменяли на другой – «В Бурятии чёрные лесорубы прикрываются сборщиками валежника».
Так или иначе, власти регионов призвали не вводить необоснованные ограничения для граждан, которые ходят в лес за сухими сучьями и ветками. Ведь брать их только в определённых, разрешённых лесхозом местах, были вынуждены не только жители нашей республики, но и Красноярска и Ханты-Мансийска. Перед этим список ещё требовалось изучить в Интернете.
- С одной стороны, нельзя допустить, чтобы под видом сбора валежника велась заготовка коммерческой древесины, с другой – нельзя устанавливать для людей необоснованные ограничения, – заявил глава Рослесхоза Иван Валентик на совещании в Красноярске в конце февраля.
Он дал поручение департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу провести анализ правоприменительной практики по Сибири, чтобы «выявить лучшие» из них, сообщал ТАСС.
А недавно соответствующий республиканский закон всё же подкорректировали. Изменения касаются именно мест сбора валежника. Отныне делать это можно где угодно – никаких ограничений больше нет.
- Заготовка и сбор валежника на особо охраняемых природных территориях осуществляется с учётом требований законодательства, – напомнили в пресс-службе республиканского агентства лесного хозяйства.
Закон, разрешающий россиянам заготавливать валежник для собственных нужд, депутаты Госдумы приняли ещё в апреле 2018 года. Документ разработали депутаты от «Единой России», КПРФ и «Справедливой России» во главе с председателем комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаем Николаевым. Первый замруководителя фракции «ЕР» Андрей Исаев, комментируя инициативу, заявил, что у него «просто радуется сердце, что сегодня она, наконец-то, будет принята в третьем чтении».
- Его (валежник – прим. авт.) можно будет свободно собирать для отопления своих домов. Это не только решает социальную проблему людей, но и очень важно для экологии. Мы фактически без бюджетных затрат обеспечим очистку леса, а, значит, и его дальнейшее восстановление, – цитировал парламентария Интерфакс.
Этот документ осенью того же 2018-го одобрили в двух чтениях и в Народном Хурале. Его очень ждали деревенские жители и дачники, твердили федеральные СМИ. И те, и другие жаловались, что тратят кучу денег на КамАЗы с дровами, хотя в лесу полно поваленных деревьев. Рослесхоз же отмечал, что не считает валежник и лежащий на земле хворост платными лесными ресурсами и не рассматривает их сбор как правонарушение.