С 1 января этого года стартовал пилотный проект налога на профессиональный доход (НПД), более известный как налог для самозанятых. Также его называют льготным режимом для вывода самозанятых из тени. Эксперимент проходит в Москве, Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан.
По сведениям Федеральной налоговой службы (ФНС), наиболее популярные виды деятельности самозанятых - это перевозка пассажиров, сдача квартир в аренду, консультирование, репетиторство, программирование, маркетинг и реклама.
В июне Минфин России предложил правительству, ссылаясь на обращения граждан и региональных властей, не участвующих в эксперименте, расширить перечень субъектов страны, подключенных к данному проекту. Такие обращения поступили от Республики Коми, Кемеровской, Липецкой и Псковской областей.
А совсем недавно в Совете Федерации предложили распространить опыт по взиманию налога на самозанятых на всю страну уже с 2020 года, пишет «Интерфакс». По словам спикера верхней палаты российского парламента Валентины Матвиенко, в настоящее время в качестве самозанятых зарегистрировалось более 200 тысяч человек. Соответственно, «специальный налог на профессиональный доход в целом оправдал себя».
В общем, режим самозанятых с 2020 года сможет вводить любой регион России. Власти надеются, что к 2024 году из тени выйдут порядка 2,4 млн человек.
Как стать самозанятым?
Но чем отличается этот режим налогообложения? Отметим, самозанятые отчисляют минимальный налог государству: 4% - при работе с физическими лицами; 6% - при работе с юридическими лицами.
Самозанятые не сдают отчетность, не платят НДС и освобождены от пенсионных взносов. Однако им нельзя нанимать сотрудников и их доход не должен превышать 200 000 рублей в месяц, или 2,4 млн рублей в год.
Если человек хочет стать самозанятым, ему нужно встать на учет в качестве налогоплательщика. Для этого нужно скачать на свой телефон мобильное приложение «Мой налог». Через него можно подать заявление в налоговую, ввести свои паспортные данные и прикрепить личную фотографию. Самозанятым может стать и индивидуальный предприниматель (ИП). В течение месяца после регистрации в приложении ИП должен подать отдельное заявление в налоговую о прекращении применения упрощенной системы налогообложения (УСН), единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и переходе на НПД.
Если в ходе деятельности бывший предприниматель понимает, что система работы по НПД ему не подходит, он может подать заявление в налоговую о переходе на другую систему налогообложения. Если выяснится, что самозанятый не подходит под критерии, налоговая имеет право самостоятельно снять с учета такого самозанятого.
При подобном привлекательном проценте налога федеральные эксперты боятся, что переход в самозанятые состоится, однако не за счет сознательности людей, а за счет ИП, которые решили отдавать меньше средств государству. Так, ТАСС приводит мнение директора Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС Андрея Покида, который отмечает, что такой результат вряд ли можно будет назвать эффективным действием.
Нужно повышать доходы
По данным Минпромторга Бурятии, по состоянию на 10 октября 2019 года в соответствии с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства в республике зарегистрировано 28 383 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 11 336 юридических лиц и 17 047 индивидуальных предпринимателей. Сумма среднесписочной численности работников составляет 58 166 человек. В том числе 40 905 – работники юрлиц, 17 261 – работники индивидуальных предпринимателей.
При таком раскладе есть определенный риск, что индивидуальные предприниматели повально ринутся оформлять статус самозанятых. Так, некоторые предприниматели не отрицают, что рассматривают подобную возможность.
- У меня есть работники, но официально я зарегистрирована одна. Сотрудники согласны с такими условиями труда. Насчет перехода в категорию самозанятых задумывалась, но пока не знаю всех нюансов. К тому же иногда мы получаем больше 200 000 рублей в месяц, поэтому я еще подумаю, надо ли переходить на НПД, - говорит Арина (имя изменено. - Прим. авт.).
В то же время в Министерстве промышленности и торговли РБ считают введение специального налогового режима целесообразным и своевременным, ввиду того, что это позволит существенно улучшить условия ведения предпринимательской деятельности, легализовать бизнес, обеспечить доступ к мерам поддержки большему кругу предпринимателей. Данная позиция сформирована с учетом мнений общественных и деловых объединений бизнеса, муниципальных образований Бурятии.
- По мнению министерства, опасности в том, что индивидуальные предприниматели перейдут в категорию самозанятых, нет. Чтобы количество субъектов МСП увеличивалось, необходимо повышать реальные доходы населения. Важно не количество субъектов малого предпринимательства, а количество занятых в малом предпринимательстве, - дали официальный ответ в пресс-службе Минпромторга Бурятии.
Донести информацию
Введение «налога на самозанятых» - это хорошая идея, которая требует дополнительной серьезной проработки, считает бизнес-омбудсмен по Бурятии Чингис Матхеев.
- С одной стороны, появляются преимущества в виде пресловутой легальности, доступа к господдержке и сниженной по сравнению с ИП ставки налога. С другой стороны, если определенное количество ИП перейдет в самозанятые, необходимо просчитать, как введение режима отразится на бюджете, будут ли значительные выпадающие доходы, - говорит Чингис Матхеев.
Если говорить о легализации, то в большинстве случаев, когда бизнес находится в тени, это не категорическая позиция нарушителя закона, а вынужденное положение. Предпринимателю зачастую как раз и не нужен легальный статус: никто о нем не знает, никаких проверок, никаких вопросов.
- Опыт регионов-практиков показывает, что есть как плюсы, так и минусы введения режима. Прямо сейчас в Бурятии необходимо проводить широкомасштабную информационную кампанию параллельно с борьбой с нелегальным предпринимательством, рассказывать о самозанятых на понятном языке с конкретными примерами. Тема самозанятых так или иначе касается каждого человека, поэтому люди должны быть максимально проинформированы о деталях и преимуществах нововведения, - отмечает бизнес-омбудсмен республики.
Судя по практическому опыту регионов, где проходит этот эксперимент, 85% зарегистрировавшихся с начала этого года раньше не имели статуса индивидуальных предпринимателей.