жалоба
7404
15

«До каких пор это будет продолжаться?»: Столица Бурятии опять утонула в дыму

За спасение задыхающихся горожан решили взяться в Госдуме

Фото: vk.com/anonim__o3

Каждый раз с наступлением холодов вопрос чистоты воздуха в Улан-Удэ ребром встаёт. Всю осень, зиму и полвесны над городом витает дым от десятков тысяч печных труб. Больше всех от густого смога страдают обитатели многоэтажек. В декабре интернет-пользователи массово жаловались, что им просто нечем дышать, и даже призывали жителей частного сектора «перестать травить людей».

В этом году ситуация, кажется, только усугубилась. Последние дни соцсети буквально пестрят жалобами на удушливый смог, окутавший бурятскую столицу.  Кто-то опять грешит на частные дома, кто-то – на ТЭЦ, кто-то – на местные предприятия. «До каких пор это будет продолжаться?», – недоумевают посетители популярного паблика «Аноним 03».

Проблемой уже озаботились в Госдуме. Правда, по мнению Николая Будуева, представляющего интересы Бурятии в нижней палате российского парламента, город страдает даже не от дыма.

- Задымлённость в Улан-Удэ снова бьёт все рекорды. Вечером на улице просто невозможно находиться. И опять-таки в воздухе висит не дым от печных труб, которые топят дровами, а тяжёлая, зловонная пелена с сильным запахом непонятно чего, – написал он накануне на своей странице в Facebook.

Как выяснилось, ещё полгода назад после многочисленных жалоб горожан «на ужасающее качество воздуха» депутат направил в природоохранную прокуратуру запрос. Тогда он попросил надзорное ведомство «усилить контроль за отдельными объектами, использующими самые «грязные» способы обогрева». Речь идёт о котлах и котельных, функционирующих на угле и отработанном машинном масле.

- По данным Роспотребнадзора, именно из-за них в Улан-Удэ вечерами невозможно дышать, – растолковал Николай Будуев. – Самое интересное, что когда едешь по городу, в принципе видно эти самые трубы цехов, складов и СТОшек, торчащие то тут, то там, из которых и валит этот чёрный дым. Даже искать особо не надо. Очевидно, что уровни допустимых выбросов превышены ими в разы.

Кстати, минувшей весной в Байкальской природоохранной прокуратуре пообещали, что во второй половине 2019 года в Бурятии проверят исполнение законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе – «в части ежегодного пересмотра предельно допустимых выбросов».

- Ну вроде как идёт второе полугодие. Ощущение такое, что стало только хуже. Будем делать запрос о результатах контрольных мероприятий и сравнивать с прошлым годом, – подчеркнул Николай Будуев, прикрепив к посту письмо природоохранной прокуратуры.

Под публикацией тут же развернулась оживлённая дискуссия. «В двадцатых кварталах, где невероятная задымлённость от частного сектора, находится Роспотребнадзор и не кашляет, простите за каламбур», – пишут возмущённые местные жители. Известная ведущая Лариса Иринцеева призналась, что из-за всего этого ей зимой «хочется бежать из Бурятии».

А выход есть?

Сегодня углём и дровами в Улан-Удэ отапливается более 20 тысяч домов. При их горении образуются канцерогены. Поскольку город расположен в Иволгино-Удинской межгорной впадине, циркуляция воздуха затруднена. Из-за этих особенностей ландшафта вредные вещества скапливаются в приземном слое атмосферы, а при высокой влажности и вовсе образуется смог.

Кроме того, многие «частники» используют самодельные печи и котлы, которые не обеспечивают полное сгорание топлива из-за различных эксплуатационных ограничений. Это тоже не лучшим образом сказывается на состоянии воздуха. К примеру, использование угля приводит к выбросам серы и других токсичных загрязнителей. Даже при хорошем сгорании эти загрязняющие вещества не разрушаются. Они оказывают негативное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и способствуют развитию онкологических заболеваний.

То, что зимой столицу республики затягивает удушливой пеленой от многочисленных печек и котлов, для властей, конечно же, не секрет. Чтобы уменьшить вред от использования угля, Минприроды Бурятии неоднократно призывало улан-удэнцев, проживающих в домах с печным отоплением, переходить на те же топливные гранулы, древесные брикеты (так называемые евродрова), газ или же вовсе на централизованное отопление. Но к такому бремени люди оказались не готовы.

Улан-удэнский смог – не такой знаменитый, как улан-баторский, который вывел столицу страны в мировые лидеры по загрязнённости, однако не менее опасный. Тем не менее, в Монголии проблему давно решают на законодательном уровне. В Бурятии же пока только собираются. Для этого минувшей весной власти республики решили объединиться с соседней страной. Вопрос обсуждался в конце марта на встрече руководителя республики с государственным секретарём МИД Монголии Дамдинсурэн Даваасурэном. 

- У нас большая общая проблема – загрязнение воздуха в зимний период, когда частный сектор топит дровами и углём. Мы рассматриваем вопрос перехода на пеллеты. Но здесь встаёт вопрос их стоимости и мы можем решить его вместе. Чем больше масштаб потребления, тем ниже будет стоимость одной тонны пеллет, – пояснил тогда Алексей Цыденов.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях