Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) является одной из структур Совета Европы. В конце сентября он опубликовал доклад о положении людей с психическими заболеваниями в российских психиатрических больницах и психоневрологических интернатах (далее – ПНИ). А за год до этого, осенью 2018-го, делегация ЕКПП посетила четыре таких учреждения, расположенных в Москве, Бурятии и соседней Иркутской области, хотя, как сообщает «Коммерсантъ», против этого возражало министерство труда России.
Так, в Бабушкинском ПНИ, который находится в Кабанском районе, у одного из обитателей «отделения милосердия» обнаружили глубокое рассечение брови со следами засохшей крови. Медсёстры заявили, что пострадавший мужчина недавно подрался с «агрессивным» соседом. Анализируя условия жизни, делегация ЕКПП отметила хорошее состояние зданий и переполненность отделений. Только 13% постояльцев были размещены в одно- или двухместных комнатах, остальные же занимали помещения на 6-10 человек. Первое, по словам президента российской благотворительной организации «Перспективы» Марии Островской, является привилегией, которую обычно имеют люди, приближённые к руководству интерната.
В официальном ответе российской стороны Европейскому комитету по противодействию пыткам, опубликованном в конце сентября, говорится, что, согласно санитарным правилам и нормам, на одного человека в таком учреждении должны выделять не менее 6 квадратных метров. Однако в Бабушкинском психоневрологическом интернате есть комнаты, где на постояльца приходится не более двух «квадратов». Особое внимание ЕКПП обратил на «отделение милосердия» на первом этаже, в котором проживали 25 мужчин и 23 женщины. Условия там оказались «намного хуже, чем в общих».
- Их держали по обе стороны от центрального коридора, и ни в комнатах, ни в туалетах не было дверей, поэтому они практически не имели уединения. Условия жизни стеснены и обезличены. Например, в комнате № 6 в мужской части коридора было только пять кроватей и один стол – ни тумбочек, ни украшений, – так описывают увиденное представители комитета.
«Единственным объединяющим пространством» они назвали телевизионную комнату, расположенную в нише у главного коридора и заставленную деревянными скамейками. Делегация ЕКПП увидела в ПНИ «множество людей с физическими недостатками, тяжёлой умственной отсталостью или трудностями в обучении», втиснутых в это пространство – 41 человек на 34 «квадратах». «Это было жалкое зрелище, представляющее собой полную противоположность позитивной терапевтической обстановке», – констатировали в комитете по предотвращению пыток.
Тем временем в официальном ответе российской стороны сообщается, что власти выделили для учреждения дополнительное финансирование. В частности, в комнатах появились двери и телевизоры, а в санитарных помещениях – экраны «для обеспечения большей конфиденциальности жителей». На стены повесили картины и украшения, а в палатах поставили тумбочки и инвалидные коляски. В комнату отдыха закупили диваны, стулья и столы.
Нарекания вызвало и качество оказываемой медицинской помощи. Речь, в частности, идёт о соматической – это помощь при любом заболевании тела, не связанном с психиатрией. В Бабушкинском ПНИ её охарактеризовали как «совершенно неадекватную». И привели несколько примеров. Так, постоялец с паховой грыжей шесть месяцев ждал встречи с хирургом, а другой более двух – с пульмонологом. У него была бронхиальная астма. Мужчину с ректальным кровотечением, диагностированным за полгода до этого, так и не осмотрели ни гастроэнтеролог, ни хирург. Психиатрическое лечение в том же ПНИ было формальным – специалист осматривал людей лишь раз в два-три месяца. Причём это были «краткие обследования» в палатах в присутствии других обитателей интерната, а записи врача в медкартах оказались «стереотипными и краткими».
- Более половины постояльцев получали долгосрочные лекарства с комбинацией галоперидола и феназепама. Это вызывает беспокойство – особенно в связи с зависимостью от последнего препарата, – сообщили в комитете.
После проверки, проведённой региональными властями в Бабушкинском ПНИ, учреждение заключило договор с местными учреждениями здравоохранения о предоставлении как соматической, так и психиатрической помощи получателями соцуслуг, а также расширило «перечень используемых лекарственных средств для лечения психических расстройств атипичными нейролептиками, препаратами нового поколения (антидепрессанты, снотворные средства)» и принял врача-психиатра на полную ставку, пишет «Ъ».
Но и это ещё не всё. Делегация нашла в комнате для престарелых специальное оборудование для пятиточечных механических удерживающих устройств. Изоляторы, официально предназначенные для людей с инфекционными заболеваниями, также использовались в «успокаивающих» целях во всех учреждениях, где побывали представители ЕКПП.
Полную версию статьи можно прочитать здесь.