На днях газета «Принеманские вести» рассказала об Александре Злыгостеве из Бурятии, который ещё в 1983 году перебрался в белорусский город Лида вместе со своей семьёй. До этого он служил в ВВС Монголии и именно там познакомился с технологией возведения чумов. А после переезда в братское государство наш земляк решил соорудить такой конический шатёр на собственной даче. Отличие от «оригинала» лишь в том, что он стационарный и очага там нет, а вот у монголов эти сооружения переносные – их можно собирать и разбирать много раз.
Это уже второй чум в исполнении Злыгостева. Первый тоже появился на даче в 2015 году. Но кто-то – то ли из зависти, то ли назло – поджёг строение. Вместе с ним сгорели и гараж с «Москвичом». Виновных тогда не нашли. Но мужчина не отчаялся и тут же занялся возведением нового чума, отмечает издание. Работы затянулись на целый год.
- Сначала в землю вкапывается высокий столб. Вокруг него в виде конуса устанавливаются брёвна, которые связываются вверху. Потом столб спиливается, – рассказывает Александр Злыгостев. – Стены чума «обшиты» дверками от старой мебели, брезентом, остатками линолеума. В самом верху проделано окошко – для большей вентиляции.
Высота сооружения – около пяти метров, диаметр приблизительно такой же. Внутри необычное жилище напоминает «квартиру-студию». Там есть «мини-кухня» – небольшой буфет, «гостиная» – диван и «столовая» – большой стол для семьи. В этой чудо-беседке любят собираться дети и внуки Александра Дмитриевича. Стены украшены «воспоминаниями» о далёкой родине – оригинальными монгольскими масками и буддистскими статуэтками. На одной из стен красуется настоящий рог архара (горного барана – прим. авт). Пол устелен коврами. У входа закреплён череп козы – как оберег от злых духов. На стенах можно увидеть и надписи – мантры.
- Например, «Ом мани падме хум» – защитная. Она преображает отрицательную энергию в положительную. Если у вас проблемы, что-то не получается, нужно три раза поклониться особым образом – сначала сложенные вместе руки поднять над головой, потом опустить их до уровня лица и снова поклониться. А затем три раза произнести эти слова. И всё наладится, – рассказывает хозяин чума.
Почитают в семье Злыгостевых и кулинарные традиции родины. Одно из любимых блюд – позы, которые чем-то напоминают манты или пельмени. Это завёрнутое в тесто мясо, приготовленное на пару, пишут «Принеманские вести». Едят позы исключительно руками.
- Буряты – очень гостеприимный народ. У нас принято подавать еду и напитки двумя руками. И гость должен взять посуду тоже двумя руками. Это считается знаком взаимоуважения, – рассказывает Александр Злыгостев.
А ещё Александр Дмитриевич – настоящий казак. Он приписан к Забайкальскому казачеству. Его звание – старший вахмистр, что соответствует старшему прапорщику в Беларуси. Буквально недавно, в День города, он гулял по Лиде в своей форме.
- Многие удивлялись, просили сфотографироваться, – вспоминает уроженец Бурятии. – Я бы мог так и на 9 мая на параде пройтись, но в одиночку как-то неудобно.
На даче у Злыгостева есть ещё один важный уголок. Своими руками он соорудил знак в честь умерших родственников – родителей, бабушек и дедушек. Памятник из трёх камней, скреплённых цементом, дополнен списком родных, имена и годы жизни которых отчеканены на листе тонкой жести. Сверху – флагшток с кусочком яркой ткани.
- У буддистов нет крестов. А ещё у них не принято почитать усопших. Если человек умер, его закапывают в горах и забывают о нём. Никто на могилу не ходит, не оплакивает покойного, чтобы не тревожить его душу, – пояснил мужчина.
Он честно признаётся, что со временем почти забыл родной язык. Помнит лишь несколько слов на бурятском, в том числе «здравствуйте», «водка», «вино» и «чёрный чай».
- Но когда приезжаю в Бурятию, вспоминаю всё – и слова, и традиции. Оно само как-то в голове всплывает, – говорит Александр Дмитриевич. – Сейчас, когда вся жизнь позади, тянет на родину неимоверно. Хотя и Лида стала вторым домом. Теперь здесь живут мои дети и внуки. Стараюсь и им передать частичку бурятской культуры, чтобы они помнили свои корни.
Наш земляк заявил, что в молодости ему хотелось адреналина и новых впечатлений. «Хотя, если бы повернуть время вспять, ни за что бы так далеко не уехал», – отмечает Александр Злыгостев. Родную Бурятию и Лиду разделяют 7 000 километров и потому, живя в Беларуси, он всячески старается поддерживать культуру и религию своих предков.