С людьми, которые пережили войну и принимали в ней непосредственное участие, всегда интересно говорить. Ивану Тимофеевичу Голощапову без малого уже 95 лет. Он прошёл войну, трижды умирал, едва не погиб в бою и два года назад чудом спасся на пожаре. Но любовь к жизни и вера в собственные силы помогли пережить ему все беды и трудности.
Мечта – стать офицером
Иван Тимофеевич встретил нас в своей уютной квартире, порядку в которой может позавидовать любая домохозяйка. Даже не верилось, что скоро этому человеку исполнится 100 лет. Иван Тимофеевич не споткнулся ни на одном слове, не забыл ни одну дату и повествовал нам о войне и молодости так, словно всё было вчера.
Родился он в Воронежской области в крестьянской семье. И с детских лет мечтал стать офицером.
- Школу я окончил в июне 1941 года и поехал в Орловскую область поступать в лётное училище, но не прошёл по здоровью, так как переболел малярией, - вспоминает Иван Тимофеевич. – Сверстники посоветовали поступить в танковое училище. Я их послушал, отправился туда, успешно сдал экзамены и поехал домой ждать телеграмму о начале учёбы.
Домой будущий танкист возвращался как раз в ночь с 21 на 22 июня. В родном селе юношу встретили родители со слезами на глазах, потому что уже знали – началась война. Но другого пути не было, и через несколько дней Иван ехал в военном эшелоне в город Орёл, где и находилось его танковое училище.
- Учёба началась сразу с боевых действий. Орёл был стратегическим железнодорожным узлом, а потому немцы усиленно бомбили его, - рассказывает ветеран. – Мы занимались тем, что тушили бомбы. В итоге училище эвакуировали на Северный Кавказ, где я его окончил в звании лейтенанта и отправился на Западный фронт в танковую бригаду.
Родился в рубашке
В свои 18 лет Иван стал командиром танка Т-34. И в одном из боёв их экипаж нарвался на противотанковую мину. Башню заклинило, правую гусеницу разорвало, а Ивана ранило. Отлежав два месяца в госпитале, он вновь отправился в танковый батальон Западного фронта, где ему поручили командовать сразу ротой солдат. Тогда же они дошли до Варшавского шоссе, где один из боёв для 18-летнего парня вновь закончился ранением. Но уже более серьёзным.
- Это было при наступлении. Мы прорвали передний край и двинулись дальше, - вспоминает Иван Тимофеевич. – Всё было готово к бою – снаряд в казённике, нога на спуске, я смотрел в прицел. В этот момент танк подкинуло на кочке, и по нему вдарили из противотанкового орудия. Меня с ног до головы осыпало осколками брони. Они были по всему телу – в голове, в ногах, в груди, в глазах. Я потерял сознание.
Решив, что командир погиб, экипаж развернул танк и вывез его из огня. После этого Иван попал в госпиталь уже на три месяца. И всё это время он провёл с забинтованными глазами.
- Мне собирались удалить оба глаза. Пришёл врач и сказал: «Ну, сынок, ничего не сможем сделать. Будем удалять, иначе заражение крови случится». У меня хлынули слёзы, и я попросил подождать хотя бы два дня. А через три дня врач пришёл и говорит, что родился я в рубашке – у меня началось заживление, - говорит ветеран.
После войны
Далее по решению военной комиссии Голощапова направили на службу в тыл. И служба «носила» Ивана из города в город, где он сразу же занимал место командира учебных рот в танковых училищах. 9 мая 1945 года он встретил на Украине, а после отправился в Хабаровск, где долгое время служил.
В 1960 году Иван Тимофеевич служил уже в Забайкальском крае. Тогда началось массовое сокращение Вооружённых сил. Училище, где он служил, расформировали, и Голощапова направили в Бурятию. Здесь он работал в райвоенкоматах, организовал Октябрьский военкомат и в 1975 году уволился из Вооружённых сил.
С женой Иван Тимофеевич прожил без малого 70 лет. Но, к сожалению, в 2011 году супруга ушла из жизни. Трудно представить, но сегодня обоим детям ветерана уже за 70 лет. Кроме того, у него трое внуков и два правнука.
«Больше двигаться и ни о чём не волноваться»
Уходя, мы решили поинтересоваться у Ивана Тимофеевича, в чём же секрет его долголетия.
- В чём этот секрет, так сразу и не скажешь, - задумался он. – Я трижды умирал. Первый раз в десять лет от голода – мать уже меня на лавку положила и свечку зажгла, а я взял и ожил. Второй раз от малярии, но меня квашеная капуста спасла. А третий раз чуть не погиб в бою. Но могу сказать главное – не нужно ни о чём волноваться. Надо больше двигаться, вместо того чтобы сидеть и думать о проблемах.
В свои 95 лет пенсионер не отказывает себе ни в какой еде.
- Есть можно всё, главное, не злоупотреблять, - подчеркнул он. – А нынешнему поколению я бы пожелал быть такими, каким мы были в 41-45- м годах. А главное - любить свою Родину беззаветно!