Старшая сестра девушки утверждает, что она никогда не признавала самоубийство как способ решения проблем, хорошо училась и была любима семьёй. Близкие не понимают, почему она без предупреждения уехала в другой город, где с ней вскоре произошло несчастье. Подруга, с которой они были в тот вечер, дала разные показания полиции и родным девушки.
Светлана Тумэнбаярова обратилась в редакцию «Информ Полиса» спустя почти два месяца после случившегося в семье горя – 10 сентября погибла её младшая сестра Настя. В августе ей исполнилось 18 лет. Окончив девятый класс, Настя поступила в колледж и мечтала стать программистом, чтобы создавать компьютерные игры. Девушка была отличницей, изучала языки, много читала и любила рисовать.
- В школе она занимала призовые места в олимпиадах. В колледже одногруппники и преподаватели всегда хорошо отзывались о ней. Недавно её документы даже отправили на президентскую стипендию. Всё ей давалось легко и просто, - со слезами вспоминает Светлана.
Девушка нашла в себе силы, чтобы рассказать нам о странной гибели родной сестры.
«Прости нас, мы тебя любим»
Все началось в Улан-Удэ, где девушка проживала. 8 сентября Настя отправилась на первое в своей жизни голосование, а вечером девушка планировала пойти в кино с сестрой Светой.
- Вечером мы с мужем приехали к маме, где она жила с папой и Настей, - рассказывает Светлана. – Мы с Настей давно хотели сходить вместе в кино, как раз вышел ужастик, но я заболела, и мы решили не идти. Тогда Настя позвала свою подружку Иру (имя изменено. - Прим. автора), но та ответила, что у неё нет денег. Мы стали искать фильмы на будущее, чтобы сходить потом. Где-то в пятом часу вечера ей позвонила Ира, позвала гулять. На вопросы мамы Настя ответила, что будет недолго и рядом, на Элеваторе.
В десятом часу вечера, когда Светлана с супругом уехали домой, ей позвонила встревоженная мать. Младшей дочки всё ещё нет, а её телефон недоступен.
- Я стала успокаивать маму, мол, возможно, Настя в гости к какой-нибудь подружке зашла, а батарейка села. Мама звонила мне ещё несколько раз, очень переживала. Звонила Ире, но та не отвечала. Ночью мама позвонила в полицию и написала заявление о пропаже Насти. Никогда она так не делала, чтобы уйти и пропасть, - говорит девушка.
Утром 9 сентября Светлана приехала в родительский дом, чтобы изучить Настину страницу в соцсети, зацепка могла быть там. Тем временем её мама отправилась в колледж, где учится Ира, чтобы выяснить её адрес и номера телефонов её родителей.
- Я увидела, что в соцсети у Насти с Ирой и их третьей подружкой есть общая беседа. Последнее сообщение там было от Иры, просто две фотографии заката с Виадука. Я спросила третью подругу, что ей известно, но она оказалась не в курсе, девчонки её никуда не звали, - говорит Светлана.
Отец Ирины на вопросы родных пропавшей девочки сказал, что вечером дочка предупредила его, будто будет ночевать у подружки. Узнав, что она была с Настей, он тоже поехал писать заявление о пропаже. Как позднее сообщила общая подруга девушек, ей пришло странное сообщение – Ира перевела ей 700 рублей с подписью «Прости нас, мы тебя любим».
Фото с побритой головой
Отец Ирины впустил Светлану в дом. Девушка узнала, что семья девочки не такая обычная, как она рассказывала своей подруге.
- Я сразу заметила, что дома у них не очень. Ира рассказывала моей сестре, будто её отец безработный, а мама работает на почте. Но оказалось, что её воспитывает один отец, инвалид, а мать сидит в тюрьме, - рассказывает Светлана.
Знакомые рассказали девушке, что как-то увидели в соцсети у Иры запись, которую она быстро удалила – там было её фото с побритой головой и подпись «Задание выполнено».
– Мы с мамой думали, что это могло означать, - говорит девушка. – Выполняет ли она ряд каких-то заданий, за которые ей платят, или что? По распечатке с сим-карты Иры выяснилось, что в Иркутске она находилась ночью 8 сентября. Она делала какие-то банковские переводы, её папа удивился ещё, откуда у неё деньги, ведь он ей дал только 200 рублей. Также 8 сентября он ей звонил, и они разговаривали о чём-то целых пять минут. Однако нам об этом он ничего не сказал.
В какое-то время Ира включала телефон, и ей приходили сообщения о многочисленных звонках Настиных родителей и сестры. Но девушка не перезвонила им. А 9 сентября её телефон перестал работать.
Купила билет, сдала и снова купила
По словам Светланы, в полиции, куда обратилась мама Насти в ночь её пропажи, родным сообщили, что если бы девочки поехали на поезде в Иркутск, это бы стало им известно.
- Мы подумали, значит, полиция проверила поезда, - вспоминает девушка. – Но потом выяснилось, что девочки всё-таки покупали билеты на поезд 8 сентября вечером. Причём Настя сначала купила билет, потом сдала, а затем снова купила. Возможно, Ира уговаривала её поехать. Настя ведь не собиралась в Иркутск, мы планировали пойти в кино. Если бы это было установлено вовремя, их могли бы снять с поезда.
Вечером 10 сентября отцу Ирины позвонили из полиции Иркутска. Девушка обратилась туда и сообщила, что поссорилась с подругой.
- Сказала, что в первую ночь приезда они с Настей переночевали в хостеле, а на следующий день поссорились и разошлись у дома на Лермонтова, 31. Сказала, что у Насти были суицидальные мысли, - говорит Светлана.
«Увидела нас, и её стошнило»
Мама Насти, её сестра с мужем и отец Иры сразу же отправилась на машине в Иркутск. Добравшись ближе к утру, первым делом осмотрели вокзал и поехали к родственникам – полиция передала им Ирину на ночлег.
- Она увидела нас, и её стошнило. Наши родные сказали, что вечером она с аппетитом поела и легла спать. Единственное, что их смутило, – её странное поведение и сладковатый запах от одежды. Утром мы посадили Иру перед собой и начали спрашивать, что произошло. Она призналась, что соврала полиции, и добавила, что они с Настей собирались уйти из жизни вдвоём. Что в первый вечер прибытия в Иркутск они хотели утопиться, но у них не получилось. После этого они, мокрые, пошли к какому-то ДНТ и, увидев свет в одном из домов, где жил какой-то мужчина, попросились туда ночевать. Утром он дал им денег на маршрутку и объяснил, как доехать до вокзала. Побыв на вокзале, они пошли по городу, а потом разругались из-за какой-то ерунды и разошлись, - говорит сестра пропавшей Насти.
Из путаного рассказа девушки Светлана поняла, что надежда найти сестру ещё есть. Вместе с мужем и Ирой они отправились к дому, где девушки виделись в последний раз.
- Я спросила её, как они ориентировались в чужом городе, она ответила, что уже была здесь, у неё хорошая память, - рассказывает Светлана. – Она указала на подъезд, дверь к лестнице была открыта, дверь к лифту отдельно. Я поднялась наверх, между первым и вторым этажами было окно на козырёк подъезда. Выглянула туда, а там Настя лежит на спине. Я закричала и начала плакать. Как потом рассказал муж, Ира шла за мной и тоже заплакала, услышав мой крик, хотя даже не посмотрела в окно. На выходе из подъезда Ира сказала, что это «уже вторая подруга, которая умерла».
Иру забрала полиция, а Светлана с мужем остались с криминалистами, работавшими на месте происшествия. На 15-м этаже нашли влажный рюкзак Насти, внутри телефон без сим-карты. По словам экспертов, он тоже побывал в воде. Также в рюкзаке нашли ключи от дома, пустой кошелёк и бутылку из-под воды. Отпечатки, снятые криминалистами с дверных ручек и перил балкона, принадлежат Насте.
Камера сняла последние минуты жизни
Светлана обратила внимание на мусорную кучу в подъезде и попросила сотрудников осмотреть её. Но над девушкой лишь посмеялись и добавили, что здесь всё понятно – это самоубийство.
- На следующий день мы с мужем всё-таки поехали и осмотрели тот мусор в подъезде, снимая всё на видео. Там нашли несколько свежих влажных салфеток с кровью. Позвонили следователю, и салфетки изъяли. Потом на видео мы разглядели пакетики со снюсом (измельчённый увлажнённый табак. – Прим. автора).
В управляющей компании дома Светлане показали видео с камер наблюдения на подъезде и внутри. На нём оказалось много странного, говорит девушка.
- Когда мы нашли Настю, она была в куртке Иры, а на видео, до последнего кадра, где её видно, она в своей куртке, - рассказывает Светлана. – Мы показывали это видео психологу. Он сказал, что человек, идущий на самоубийство, обычно волнуется, а Настя следует за подругой абсолютно спокойно (девушка идёт, размахивая руками. – Прим. автора). Ира идёт как-то целенаправленно, Настя следует за ней. На подходе к многоэтажке Ира вдруг смотрит наверх, в сторону балконов. Через балкон второго этажа они переходят в другую часть подъезда, где вызывают лифт. Ира несколько раз смотрит в камеру видеонаблюдения, Настя один раз.
На 16-м этаже, у железной решётчатой двери, ведущей на крышу, Ира трогает замок и начинает раздеваться: снимает куртку, одну и вторую кофты – с трудом, будто они влажные. Настя помогает ей. Ира остаётся в одной футболке. Для чего она снимала верхние предметы гардероба? На последнем кадре, где сестра ещё жива, она просто стоит и пьёт воду из бутылочки.
Затем они вдвоём спускаются на 15-й этаж, а через 17 минут Ира уже одна поднимается на 16-й. Одевается, вызывает лифт, вытирает слёзы, нервничает, ходит туда-сюда, плюётся. Она уже без своей куртки. Психолог, смотревший видео, сказал, что Ира слишком часто плюётся – так делают те, кто употребляет снюс.
Как видно на записи, выйдя на улицу, Ира обращается к женщине, вышедшей перед ней из того же подъезда. Как потом сообщила полиции иркутянка, девочка подошла к ней и сказала, что подруга агитирует её к самоубийству. Попросила отвезти её в полицию. Но там почему-то сказала, что они поссорились и разошлись у дома.
По словам Светланы, уголовное дело возбудили только в конце октября. Об этом ей сообщил следователь Свердловского района, хотя соответствующее постановление семья девочки так и не получила.
Довели до самоубийства?
В СУ СК по Иркутской области, куда мы обратились с запросом, сообщают, что по результатам доследственной проверки возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 110 УК РФ – доведение до самоубийства.
- В настоящее время следователями производятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего. Допрашиваются близкие, друзья девушки, соседи. Назначены судебные экспертизы, - говорит старший помощник руководителя управления, капитан юстиции Карина Головачёва.
Тело без документов в чужой одежде
Если бы мёртвую Настю случайно кто-то обнаружил, её бы не удалось опознать быстро, говорят её близкие. Ведь при девушке не было никаких документов, удостоверяющих её личность, в телефоне не было карты, и сама она была одета в чужую куртку – не такую, как в ориентировке.
- Ира говорит, что перед тем, как топиться, они сожгли свои паспорта, зачётки, сломали и выбросили карточки. Ещё, как сказал нам барбер, который стриг Иру налысо, она объяснила своё желание побриться удобством во время драк. Возможно, она сделала это, чтобы Настя не утянула её во время падения. Также, когда Настю привезли, мама увидела на её руке рану, похожую на порез. Хотя на видеозаписи в подъезде такой раны не видно. Возможно, у Иры был нож, который я заметила, когда смотрела их видео с прошлой поездки в Иркутск – на нём Ира чистила яблоко небольшим складным ножичком, - высказывает предположения сестра погибшей.
На похороны подруги Ирина не пришла.
Как сообщил близким её отец, она не выходила из комнаты, он даже вызывал ей «скорую». Девушке прописали успокоительное. Мы связались с отцом Ирины, однако он отказался от комментариев, добавив, что они оба «с трудом пережили» случившееся.
Семья Насти хочет найти возможных свидетелей, которых заметили на записи с камеры подъезда. На ней вечером 10 сентября мимо третьего подъезда идут женщина и мужчина. Они останавливаются и в течение нескольких секунд смотрят вверх, в сторону балконов, будто услышав какой-то шум.