Уникальная фабрика «Пересвет», созданная Всероссийским обществом слепых в далёком 1954 году, оказалась в центре скандала. Здесь больше не производят полуфабрикаты и не шьют одежду, зато обсуждают, кто и сколько украл.
Со дня основания на фабрике трудились инвалиды I и II групп по зрению. Она планомерно развивалась, для людей с ограниченными возможностями подбирались наиболее привлекательные и рентабельные профили производства. Сегодня единственное специализированное предприятие в Бурятии, в котором работали инвалиды различных категорий, распустило сотрудников.
Миллионы и квартиры
В редакцию «Информ Полиса» поступила анонимная жалоба на прежнее руководство предприятия. По словам автора, бывший директор фабрики задерживала зарплаты сотрудникам и якобы благополучно присваивала средства на протяжении двух лет. Сумма, с его слов, составила 12 млн рублей.
«Моя мать всю жизнь работала в Обществе слепых Бурятии. Недавно всех инвалидов уволили, а предприятие закрылось. Как мне рассказала мать, это случилось при назначенном два года назад директоре Марине Родионовой. Рабочим задерживали зарплаты, но моя мать не бросила работу и трудилась в долг, чтобы иметь эти пять тысяч рублей дополнительного дохода. Директор говорила, что товар не расходится и предприятие идёт к банкротству. На самом деле деньги были и торговля шла», - пишет аноним.
По его словам, на предприятии после закрытия провели проверку, которая будто бы подтвердила присвоение денег.
«Выяснилось, что всего за два года вместе с мужем, который также устроился на работу в ВОС, директор купила три квартиры, сделала в них полный ремонт, а также они позволили себе съездить на море. Счета предприятия заблокированы, полиция проводит расследование», - утверждает автор.
Мы обратились с запросом по анонимной жалобе в правоохранительные органы республики. О том, действительно ли имеют место указанные факты и по ним проводится расследование, нам сообщат в ближайшее время.
«Я работала, как в аду»
Как выяснилось, ООО «Улан-Удэнское предприятие «Пересвет» действительно закрылось почти за месяц до Международного дня слепых, который праздновался вчера, 13 ноября.
Нам удалось застать в его стенах бывшего директора Марину Родионову, которую мы попросили прояснить ситуацию с долгами перед работниками. По словам экс-руководителя предприятия, она получила его в руки в 2017 году уже в предбанкротном состоянии и на протяжении двух лет пыталась спасти безнадёжное производство.
- Задолженность по зарплате тогда составляла уже полгода, и предприятием занималась прокуратура, - говорит Марина Родионова. – Сначала я была заместителем директора, бегала, отписывалась по этой проблеме. Долги были внушительными, ведь тогда здесь работали 24 человека. Представляете, сколько им задолжали за полгода? Каждый день звонили предприятия с вопросом «когда будут деньги». Среди них ТГК-14, текстильная компания и другие. Например, ТГК-14 в месяц брала с нас 250 тысяч рублей. За электроэнергию я платила 60 тысяч, а есть ещё пожарная, охранная сигнализации, 130 тысяч налогов. Все постоянно ходили и с меня трясли деньги, мне даже приходилось занимать, чтобы расплатиться по долгам. Я работала, как в аду.
Не было у предприятия и возможности закупить сырьё. Поэтому сотрудникам-инвалидам оплачивали простой в работе.
- Каждый день мы выискивали копейку, чтобы мясо купить, чтобы люди не сидели без работы. Швейный цех потому и был закрыт, что денег на него вообще не хватало, - говорит бывший директор «Пересвета». – Простои могли длиться по полгода. У нас работали инвалиды разных категорий, 24 человека. Некоторые приходили на работу и просто сидели пили. Я хотела поднять предприятие, но у меня не получилось. При этом учредитель не дал нам его обанкротить, всё-таки выделил деньги, и мы оплатили налоги. Я сколько разговаривала с Москвой, мол, давайте немного прикроем предприятие, чтобы долги людям раздать. Ни в какую. Подходишь к председателю с предложениями, он нет и всё. Зато когда я уволилась 23 октября, пришёл новый директор, и предприятие всё-таки закрыли. То есть нам не позволяли банкротить, а ему позволили. А теперь всё это свалилось на меня.
С приходом нового директора людям, хоть и не всем, выплатили долги по зарплате, говорит Марина Родионова. Из тех денег, что она выбивала с весны 2019 года.
- Мы неоднократно писали письма своему учредителю, во Всероссийское общество слепых в Москве с просьбой выделить нам деньги на выплату зарплаты, но нам отказывали, - говорит Игорь (гражданский муж Марины Родионовой, он же инженер предприятия. – Прим. авт.). – О каких присвоенных 12 млн рублей идёт речь, непонятно. О каких квартирах? Да, у моей матери было своё жильё на земле, которое мы продали: я купил квартиру себе и ей, потому что она уже старенькая, а огород ей ни к чему. У меня все договоры купли-продажи есть.
«Предприятие испытывает трудности»
По словам бывших сотрудников, в ближайшее время помещения фабрики новое руководство намерено сдать в аренду. Однако председатель Общества слепых (БРО ВОС) Анатолий Лапин утверждает, что сейчас на предприятии работает новый директор, который всеми силами приводит его в порядок.
- Работа бывшего директора предприятия была неудовлетворительной. За эти два года закрыты два цеха: пищевой закрылся в начале этого года, а швейный уже год как не работает. Инженер ушёл, даже секретаря нет. Соответственно, предприятие испытывает трудности. Буквально вторую неделю работает новый директор Александр Геннадьевич. Сейчас он бегает, даже отопление мы только сегодня запускаем, вот до чего дошло. Работники уходили, зарплату им не платили, и они обратились в трудовую инспекцию. Новому руководству предстоит решать эту проблему. Человек только пришёл и в тему вникает. Если это обман, то я думаю, это на любом предприятии может быть. Задержки в зарплатах у неё, конечно, были, но не столь критичные. Вообще у предприятия есть проблемы, и власть об этом знает, - высказывает свою точку зрения Анатолий Лапин.