Сохраняя традиции
35082
2

«Это был человек с большой буквы»

Лауреат премии «Человек года» Виндарья Доржиева поделилась воспоминаниями о мастере по изготовлению бурятских народных инструментов Очиржапе Жамбалове

Фото: личный архив В. Доржиевой

Наш самый первый лауреат общенародной премии «Человек года» Виндарья Доржиева делится воспоминаниями о недавно ушедшем из жизни Очиржапе Доржиевиче Жамбалове. 

- Очень горько сознавать о краткости нашего пребывания на этой бренной земле… С какой миссией мы рождаемся, как живем, что оставляем после себя? Этот Человек, о котором я хочу вам рассказать, Человек с большой буквы. Он жил, творил, трудился, отдавая всего себя без остатка служению любимому делу, так нужному и необходимому нашему народу… Тяжело говорить о нём в прошедшем времени… - начинает свой рассказ Виндарья Ринчиновна. 

Знакомство в «Информ Полисе» 

- Первое моё заочное знакомство с этим удивительным человеком состоялось в 2006-м году в газете «Информ Полис». Статья журналистки Наны Бадуевой «Хууры и чанзы могут уйти в небытие?» не могла оставить равнодушными людей, интересующихся культурой бурятского народа – вспоминает «Человек года - 2010». 

В начале 1930-х годов в техникуме искусств в Улан-Удэ стали изготавливать бурятские народные инструменты, в том числе и хууры. Это были только первые шаги профессионального освоения производства народных инструментов. В 1938 году в связи с подготовкой к первой декаде бурятского искусства в Москве был создан оркестр бурятских народных инструментов. Специально для этого оркестра в Московской экспериментальной мастерской изготовили семейство хууров: хуур-сопрано, хуур-тенор, хуур-бас, которые, к сожалению, во время войны были безвозвратно утеряны. После Великой Отечественной войны только в 1970-м году в Улан-Удэ открылась зональная экспериментальная мастерская по изготовлению народных музыкальных инструментов, где трудились более десятка человек, создающих на профессиональном уровне  инструменты для музыкантов не только своей республики, но и для автономных округов. 

- В 1995 году здание мастерской уничтожил пожар. Мастера уникального искусства остались не у дел. Не стало Балдана Гомбоева, легендарного основателя мастерской, ушёл и мастер Бальжинима Дугаров – писал «Информ Полис» в 2006 году - только Очиржап Доржиевич Жамбалов – единственный действующий мастер древнего бурятского искусства создания хуура, суура, чанзы, лимбы – бурятских народных звуковых сокровищ. 

В момент написания той статьи дальнейшее существование уникального бурятского ремесла было под большим вопросом, ведь учеников у него не было. 

Урда-агинский Страдивари

Очиржап Доржиевич Жамбалов относится к древней династии «Урда-Агинских Страдивари», как именует их Батор Батожаргалов, династии выдающихся бурятских мастеров музыкальных инструментов, берущей начало в XIX-м веке. В этой династии особо значимое место занимает вышеупомянутый Бальжинима Дугарович Дугаров, заслуженный артист Бурят-Монгольской АССР, лауреат Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности. Он дядя (нагса ахай) по материнской линии Очиржап Доржиевичу. 

Сам мастер родился 6 октября 1945 года в многодетной семье колхозников Доржиева Жамбала и Дугаровой Жаргал. Бальжинима Дугарович притянул к своему любимому делу своих племянников – братьев Лубсанцырена и Очиржапа Жамбаловых, передал им не только «секреты» мастерства изготовления традиционных инструментов, но и свои уникальные инструменты. 

- Очиржап Доржиевич с особым трепетом рассказывал о дяде и с гордостью показывал мне эти инструменты. Он не имел специального образования, но обладал, как и его брат Лубсанцырен, природным даром художника, абсолютным музыкальным слухом, – рассказывает Виндарья Доржиева. 

Я - тракторист!

«Я – тракторист» - говорил он скромно о себе. Жил со своей дружной семьёй в поселке Солдатский и при своём доме имел небольшую мастерскую, в которой рождались его волшебные инструменты: чанзы, хууры, лимбы. Дорогу к его дому знали многие музыканты, педагоги, студенты. Он ведь нужен им был всем: отремонтировать старый, но любимый инструмент; по заказу изготовить новый. 

Профессор В.В.Китов горестно вспоминал, как страшный пожар уничтожил  не только музыкальные инструменты, чертежи, схемы, документы, новые разработки, итоги многолетних изысканий, но и мечты о будущем народных инструментов. Но Очиржап Доржиевич не бросил своё любимое дело, а продолжал творить, сотрудничая со всеми музыкальными учебными заведениями. Огорчался лишь тому, что нет у него последователей, некому передать свой опыт и знания. 

- Наше с ним уже очное знакомство состоялось в 2008 году. Волею судьбы ли, но неслучайностью, мне суждено было узнать об аутентичных бурятских инструментах, утерянных, забытых незаслуженно, прочитать статью в «Информ Полисе» о ситуации с мастерами по изготовлению народных музыкальных инструментов. Всё это сподвигло меня к разработке проекта по «Возрождению утраченных бурятским народом старинных музыкальных инструментов сууха хуур и суур». Одной из задач которого было открытие мастерской по ремонту и изготовлению бурятских народных инструментов, – объясняет свою миссию наш «Человек года». 

С известным журналистом и путешественником Михаилом Кожуховым, июль 2011 года.

Восстановление суха хуура

- 23 декабря 2009 года – начало нашей совместной работы. Сначала Очиржап Доржиевич отнёсся к моей затее скептически, – улыбается Виндарья Ринчиновна. - Но не отказался, не отмахнулся, не поленился. Потом поверил и доверился нам с Б.Баттувшином, моим единомышленником и коллегой по проекту. Именитый мастер не смотрел на нас свысока, учился у монгольского мастера Гуен Балданцырен, донёсшего до нас секреты изготовления утерянного нами аутентичного бурятского инструмента сууха хуур. 

Очиржап Жамбалов и Б. Баттувшин

Мастер вспоминал, что в детстве слышал, как его дядя Бальжинима Дугаров рассказывал об этом однострунном инструменте. Удивлялся тому, что наш старинный музыкальный инструмент уникален и нигде в мире больше не встречается. 

- 13 января 2010 года мы с Б.Баттувшином договорились с директором лицея традиционных искусств народов Забайкалья № 38 А.А.Куприяновым и его заместителем Т.Ф.Доржиевой о сотрудничестве, – вспоминает Виндарья Доржиева. 

В результате Очиржапа Доржиевича приняли на работу в лицей преподавателем-почасовиком для обучения преподавателя специальных дисциплин Баира Ринчиновича Бодиева азам сложного ремесла музыкального мастера. В свою очередь, Бодиев передавал полученные знания по созданию сууха хуура и чанз своим студентам. 

Очиржапа Доржиевича и Баира Бодиев

Восстановление сура

- Вместе мы восстанавливали старинный духовой инструмент суур: работали в музее ВСГАКиИ с инструментами – экспонатами, ездили в Верхний Торей за чудом сохранившимся до наших дней старинным сууром Бато-Мунко Сенгижаповича Дашиева, подбирали нужный тембр, чистое звучание инструмента…- продолжает свой рассказ наш собеседник. 

Суур

Мастер очень долго и кропотливо трудился над возрождением суура. Ведь когда-то давно он первым из современных музыкальных мастеров стал изготавливать бурятские духовые инструменты на профессиональном уровне. Создание хроматической лимбы запатентовано им как авторское изобретение. 

- Мы признательны Очиржап Доржиевичу за то, что он без капельки сомнения с особым чувством ответственности передавал свой опыт, знания и умение своим ученикам. За необходимыми знаниями обращались к учителю из мастерской «Хадор» его благодарные ученики-последователи Доржиев В.Б. и Хамаганов А., – говорит Виндарья Ринчиновна. 

Очиржап Жамбалов новаторски подходил к своему делу. 

- Реконструировал в своё время чанзу-бас, сконструировал чанзу-тенор, которая широко применялась в оркестрах и ансамблях, вместе с мастерами С.Балдаевым и Л.Жамбаловым осуществил массовое изготовление ятаг, появившихся в Бурятии с 1976 года. Именно он первый стал пытаться применять на ятаге витые капроновые струны, что существенно улучшило звучание инструмента. Позднее эта идея была блестяще разработана и воплощена в практику преподавателем ВСГИК В.С. Марченко, – писал о мастере профессор В.В.Китов. 

Чанза

- Талантливый музыкальный мастер, сын агинской степи Очиржап Доржиевич Жамбалов своей плодотворной деятельностью во имя родного самобытного бурятского искусства «поднялся на высокую сопку, откуда виден его долгий и трудный путь». Хууры, сууры, чанзы, изготовленные большим мастером звучат и будут звучать в бурятских оркестрах, ансамблях и в руках исполнителей-солистов, а его ученики, приняв эстафету, продолжат дело своего учителя…Да не иссякнет этот родник народного искусства! – призывает наш «Человек года».

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях