22 детских сада и 11 школ – именно столько учреждений откроется в Бурятии в ближайшие годы. Такое количество школ и садов, вероятнее всего, наконец-то решит наболевший вопрос с нехваткой образовательных учреждений. Как известно, в нашей республике это уже несколько лет проблема номер один.
Однако решение одной проблемы автоматически порождает другую. В Бурятии назревает серьезный дефицит работников образовательных учреждений. С нехваткой специалистов уже сейчас сталкиваются многие школы и детсады города. Что же будет, когда откроются новые? Родители бьют тревогу: «Наших детей будут обучать полуграмотные учителя!». Обоснованны ли эти тревоги, а также как решают вопрос с нехваткой кадров сейчас - в материале «Информ Полиса».
«Раньше преподаватели учили душой, а сейчас - приемами и методами»
О том, какая катастрофическая нехватка специалистов в детсадах и школах, мы узнали на сайте «Работа в России», официальном портале Федеральной службы по труду и занятости. Там выставлено около 500 вакансий педагогов и младших воспитателей в детские сады и школы Улан-Удэ. А чуть ранее городская администрация делала объявление с приглашением занять должности педагогов в строящихся школах и детских садах. «Лицам без специального педагогического образования, желающим работать по указанным должностям, будет предоставлена возможность пройти профессиональную переподготовку по педагогическим специальностям за счет средств комитета по образованию». При этом обычный уровень зарплат, предлагаемый соискателям, - от 10 до 20 тысяч рублей.
Получается, чтобы стать полноценным школьным учителем, достаточно иметь корочку шестимесячных курсов (именно столько длится переподготовка). Мы узнали мнение улан-удэнского учителя, можно ли за такой короткий срок стать профессионалом.
- В свое время мы получали образование пять лет, проходили практику, набирались опыта. Но все равно, придя в школу, мы были не подготовлены. Раньше преподаватели учили душой, а сейчас - приемами и методами. Люди, окончившие полугодичные курсы переподготовки, не могут преподавать в школе, это непрофессионалы без какого-либо стажа. Потому что то, что дают за время обучения и практик, просто физически не смогут дать за шесть месяцев переподготовки, - уверена преподаватель химии и биологии Елена Викторовна (имя изменено. - Прим. автора). - Я устраивалась на работу с соответствующим образованием и различными практиками за спиной на ставку в 13 тысяч рублей. С такой зарплатой выпускников университетов просто не затащишь за учительский стол, а преподавателей старой закалки остается меньше в силу возраста. Вот на их место и приходят «полугодичники». Только что после этого станет с нашим образованием?
Молодые учителя иностранных языков, физики, истории и других сложных предметов просто не будут учить детей за такую низкую зарплату, считает учитель. Ведь заработная плата педагогов рассчитывается в зависимости от нагрузки, сложности и приоритетности предмета, квалификационной категории, наличия почетных званий и других выплат.
Родители учащихся тоже не в восторге от предложенного варианта по улучшению ситуации с нехваткой кадров и заявляют: тогда уж лучше дети будут получать домашнее образование.
- Зачем тогда ходить в школу к таким специалистам, когда мама сама может отучиться шесть месяцев, взять учебники и вести уроки своему ребенку на дому. Я против такого нововведения. Такой преподаватель вряд ли даст должные знания детям. Наше мнение таково, что учитель должен получать специализированное образование, а не проходить курсы, - с негодованием высказывается мама третьеклассника.
500 часов - и ты педагог?
Отметим, что профессиональной переподготовкой и обучением будущих преподавателей и воспитателей занимается Центр занятости населения Улан-Удэ по заявкам муниципальных организаций.
- Когда открываются новые школы или детские сады, наши специалисты едут смотреть построенное здание, затем организуют ярмарку вакансий, где работодатели ищут потенциальных работников. А мы занимаемся их обучением и переквалификацией, - сообщила Наталья Строгонова, начальник отдела организации профессиональной ориентации, профессионального обучения и общественных связей.
По ее словам, курсы профессиональной переподготовки краткосрочны и в целом занимают около 500 часов. Также она сообщила, что для переквалификации на преподавателя все-таки требуется базовое педагогическое образование.
- Переподготовка на воспитателей в детских садах обычно длится три месяца, можно обучаться без специального образования. Но для переквалификации на преподавателя нужно иметь базовое педагогическое образование. Курсами профессиональной переподготовки занимаемся непосредственно мы. В течение года, как только собирается группа из 10 - 12 человек, мы сразу отправляем на обучение. В этом году общая численность граждан, отправленных на переподготовку, составляет 120 человек, - рассказали в Центре занятости.
«Вакансии закрыты!»
А вот в министерстве образования Бурятии совсем другой взгляд на ситуацию. Нас заверили, что комитет по образованию и муниципальные образования самостоятельно информацию о вакансиях размещать не могут. «Информ Полис» отправил скриншот с объявлениями в Минобраз, где нам сообщили – таких вакансий не существует.
- По состоянию на октябрь 2019 года вакансий в МАОУ «СОШ № 48», МАОУ «СОШ № 18», МБДОУ «Детский сад № 47 «Елочка» не имелось, - прокомментировали в министерстве, сославшись на информацию от Комитета по образованию города.
Соответственно, объявления на государственном сайте «Работа в России» - фейк. Однако, позвонив по соответствующим объявлениям о работе в вышеперечисленных учреждениях, мы выяснили, что преподаватели и воспитатели все-таки требовались, а часть вакансий до сих пор открыта, хоть Минобраз уверен в обратном.
Также ведомство сообщает, что ничего катастрофического с нехваткой работников образовательных организаций не происходит, даже наоборот – специалисты на имеющиеся вакансии уже набраны, а ситуация с низкими заработными платами преподавателей в будущем должна только улучшаться.
- 576 вакансий - общая потребность в педагогических кадрах по Республике Бурятия, из них 269 вакансий закрыты за счет педагогов, прошедших переподготовку, 132 вакансии закрыты за счет выпускников вузов и СПО, 175 вакансий закрыты за счет внутреннего совмещения и внешнего совместительства должностей. Для возможности совмещать должности педагоги обязательно проходят переподготовку по требуемым специальностям, - говорят в министерстве.
Помимо этого, они отмечают, что с начала этого года решаются проблемы с низкой заработной платой учителей. Так, персонал школ перевели на местный бюджет за счет увеличения субсидий в 413 млн рублей, на эту сумму увеличился и фонд оплаты труда педагогических работников. Из структуры расчета заработной платы убрали компенсационные выплаты. А в следующем году планируется полностью изменить концепцию расчета нормативов в зависимости от численности учащихся. Все это, по мнению представителей из Минобраза, должно в корне изменить ситуацию с низким уровнем дохода работников образовательных организаций. И, вероятно, сделать профессию учителя более популярной.
Получается, что вакансии сейчас закрываются за счет имеющегося числа учителей, которые будут переквалифицироваться или совмещать предметы. И это, конечно, звучит гораздо лучше, чем «лица без специального педагогического образования», но сомнения все равно остаются. Например, в качестве образования, которое смогут дать педагоги, совмещающие несколько должностей. А также смогут ли подобным образом решить кадровый голод, когда «ударные стройки» завершатся и новые школы и детсады откроют двери для детей.