Работа по продвижению самолета «Байкал» продолжается. 15 - 16 ноября прошло совещание в формате «мозгового штурма» по развитию региональных авиаперевозок, где присутствовали губернаторы, министр транспорта РФ Евгений Дитрих, бизнес-сообщество и эксперты.
Активное участие в этом совещании принял глава республики Алексей Цыденов. Важным для Бурятии итогом мероприятия стало поручение зампредседателя правительства РФ Максима Акимова, курирующего развитие инфраструктуры, о снятии регуляторных ограничений для проекта нашего Улан-Удэнского авиазавода.
- Ближайший наш результат – конкретные правила, обновлённая нормативная база, новая модель развития региональной и местной авиации, которая будет работать с 2021 по 2024 год включительно, – сказал Максим Акимов.
ТВС-2ДТС «Байкал» призван заменить в эксплуатации знаменитый Ан-2. Глава Бурятии Алексей Цыденов рассказал об уникальных характеристиках «детища» Улан-Удэнского авиазавода заместителю председателя Максиму Акимову, предложив внести изменения в авиационные правила, которые сейчас ограничивают производство самолета «Байкал».
Низкая стоимость эксплуатации и минимальные расходы
Напомним, реализацию новых малых самолетов «Байкал» уже поддержал вице-премьер – полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. Во время своей рабочей поездки в Улан-Удэ в июле 2019 года он заявил о необходимости ускорить запуск серийного производства легкомоторного самолета «Байкал». На прошедшем в сентябре Восточном экономическом форуме Алексей Цыденов представил образец самолета Владимиру Путину.
- Вице-премьер Юрий Борисов - «за», президент РФ Владимир Путин поручение дал, Ростех как владелец «Вертолетов России» - «за», Минпромторг тоже не против. Со своей стороны могу сказать, что мы сделаем всё, чтобы самолет был, - рассказал тогда глава Бурятии.
Алексей Цыденов сообщил о потребностях региона в развитии малой авиации - авиапатрулировании лесов, санавиации, повышении транспортной доступности отдаленных районов и связанности республики. И отметил, что «Байкал» обладает возможностью взлета и посадки на короткие грунтовые и снеговые полосы с низкой плотностью покрытия, дальностью полета более четырех тысяч километров, перевозки 14 пассажиров или до 3 тонн груза и др.
Однако ряд этих нужных характеристик самолета не отражены в авиационных правилах страны для эксплуатации однодвигательных самолетов, что налагает ряд ограничений на его производство.
- Благодаря уникальным характеристикам самолета «Байкал» можно обеспечить низкую стоимость его эксплуатации и минимальные расходы на создание требуемой наземной инфраструктуры. Для этого необходимо внести изменения в «Авиационные правила. Часть 23» в части увеличения для однодвигательных самолетов нормальной и многоцелевой категорий максимального взлетного веса до 7 400 кг и количества перевозимых пассажиров до 14 человек. Либо целесообразно включить эти параметры в разрабатываемые Минтрансом России новые авиационные правила, - выступил с предложением Алексей Цыденов.
Зампред правительства РФ Максим Акимов поручил Минтрансу РФ рассмотреть и поддержать данные предложения. Отметим, аналогичные европейские и американские нормы летной годности EASA CS-23 и FAR-23 допускают для однодвигательных самолетов максимальную взлетную массу 7 500 кг и возможность перевозки 14 пассажиров.
Идеален для Дальнего Востока
«Байкал» из Бурятии может стать основой для развития местных воздушных линий и призван решить транспортную доступность отдаленных районов. И тут речь не только о Бурятии, но и обо всех отдаленных уголках страны, особенно регионах Дальнего Востока.
- Мы провели опрос губернаторов России, и все регионы Сибири, Арктики, Дальнего Востока говорят: дайте нам этот самолет. А с Якутией у нас уже подписан контракт на поставку с 2021 года, то есть востребованность высокая. Теперь его надо только запустить, - отметил Цыденов в интервью РИА «Новости».
В частности, в 2018 году эксперты из Якутии побывали в Бурятии, где изучили перспективный самолет и пришли к выводу, что цельнокомпозитный ТВС-2ДТС является наиболее адаптированным к условиям эксплуатации в географических и климатических условиях Севера.
- России очень нужен новый малый самолет, а на Дальнем Востоке - тем более. Надо все сделать для того, чтобы надежная, недорогая и хорошая по эксплуатационным характеристикам машина была. Тогда мы бы могли ее сильно поддержать по распространению, — комментировал данный проект полпред Юрий Трутнев в ноябре 2018 года, будучи с рабочим визитом в республике.
Конкуренция в этой отрасли на мировом и внутреннем рынке довольно высокая. К бурятскому самолету проявляют активный интерес. Есть запросы на шесть самолетов с монгольской стороны. Еще порядка 150 самолетов готова заказать Латинская Америка.
- Судя по тем характеристикам, которые у самолета есть, у него шикарный потенциал. Он будет интересен для всех небогатых стран, - уверен глава Бурятии.
Безусловно, проект нового самолета является приоритетным для региона, и власти республики поставили реализацию проекта на особый контроль.
В связи с этим разработкой проекта занимается специальное конструкторское бюро (КБ) под названием «Байкал-Инжиниринг». По нашим данным, в нем работает порядка 80 квалифицированных специалистов. Компания на 100% является дочерним предприятием АО «Уральский завод гражданской авиации». Необходимо отметить, что на сегодняшний день проходят процедуры вхождения холдинга АО «Вертолеты России» (к нему принадлежит наш У-УАЗ) в состав учредителей ООО «Байкал-Инжиниринг». Таким образом, представители «Вертолетов России» будут контролировать процессы, связанные с самолетом, в ООО «Байкал-Инжиниринг».
Все это даст качественную гарантию при разработке самолета «Байкал».
При этом де-факто работники «Байкал-Инжинринга» пока работают в Москве, можно сказать, на удаленке. Де-юре же их адрес расположен в Бурятии, чтобы обеспечить поступление налогов в казну нашего любимого региона.
Решение по юридической регистрации ООО «Байкал-Инжиниринг» на территории Республики Бурятия, кроме налоговой регистрации, обусловлено ещё и тем, что производственной площадкой для будущего самолета предполагается Улан-Удэнский авиационный завод с размещением линий промышленной сборки в рамках формирующегося технопарка.