Искореженные вагоны, 28 погибших и более сотни раненых – 27 ноября 2009 года террористы подорвали фирменный поезд «Невский экспресс», следовавший из Москвы в Санкт-Петербург. Пока экстренные службы добирались до места крушения, жители ближайшего посёлка, проводники и пассажиры вытаскивали пострадавших из-под обломков и оказывали им первую помощь. В 2012-м четверых организаторов взрыва приговорили к пожизненному лишению свободы, ещё семерых во главе с лидером банды уничтожили. Во время этой спецоперации погиб 26-летний следователь.
С того страшного дня прошло ровно десять лет. Большую статью, посвящённую одному из крупнейших терактов в истории России, недавно опубликовало РИА Новости. Издание напоминает: вечером 27 ноября 2009-го поезд № 166 как обычно, отправился с Ленинградского вокзала. Впереди – два выходных, и практически все места в экспрессе были заняты. Студенты ехали к родителям, приезжие сотрудники столичных компаний – к семьям, москвичи – на экскурсии.
«Из 34 кресел уцелели только два»
Нумерация состава начиналась с хвоста поезда, поэтому вагон № 1 шёл последним. В нём дежурил проводник Мохабат Гаджиев. Он же обслуживал пассажиров «Невского экспресса» 13 августа 2007-го, когда террористы подорвали поезд в районе деревни Малая Вишера. Тогда благодаря слаженным действиям машиниста, проводников и пассажиров, да и просто счастливой случайности жертв удалось избежать. В ноябре 2009-го получилось иначе.
Состав № 166 сошёл с рельсов на границе Новгородской и Тверской областей в 21.30. Поняв, что поезд летит под откос, Гаджиев среагировал моментально.
- Я плотно встал на пол и, чтобы не снесло ударной волной, упёрся руками и ногами в стены, – вспоминает он. – Из 34 кресел в вагоне уцелели только два. Вместе с другими проводниками и пассажирами мы сразу принялись раскидывать обломки и вытаскивать людей.
Отовсюду слышались стоны раненых, а через какое-то время зазвонили десятки разбросанных вокруг мобильных телефонов – родственники и друзья пассажиров, встречающие экспресс на вокзале, узнали о крушении. В первом вагоне, который пострадал больше остальных, находился и 53-летний сотрудник управления делами президента России Сергей Еремичев. Он ездил в Санкт-Петербург по выходным проведать жену и дочерей.
- Он купил место у окна, но уступил его девушке, а сам сел рядом, – рассказала РИА Новости подруга Еремичева Лариса Комлева. – В итоге во время крушения та пассажирка выжила, а Серёжа погиб. Потом со мной связывалась её приятельница или родственница, рассказывала, какой хороший человек эта девушка. Словно оправдывалась. Хотя никому и в голову не приходило её в чем-то обвинять.
«Пришлось зажечь церковные свечи»
Почувствовав удар, машинист применил экстренное торможение, и состав остановился за минуту, хотя в момент взрыва скорость составляла около 200 километров в час. Люди, находившиеся в головной части поезда, не пострадали. Многие даже не сразу поняли, что произошло.
Одной из первых на месте трагедии оказалась 78-летняя жительница посёлка Лыкошино Елена Голубева.
- Я пила чай, причём обычно садилась у самого окна, а в этот раз почему-то села чуть сбоку, – поделилась пенсионерка с РИА Новости. – Это и спасло мне жизнь, ведь взрывной волной в кухне выбило все стёкла.
Пока ждали приезда экстренных служб, она разместила у себя дома около десяти пострадавших.
- Все были с серьёзными переломами, один потом скончался по дороге в больницу, – продолжает Голубева. – Из-за того, что во всей округе отключилось электричество, пришлось зажечь церковные свечи. Мы разрывали простыни и перебинтовывали людям раны. Зрелище было жуткое. Одна женщина просто лишилась рассудка, постоянно кого-то звала.
По словам местных, первые экипажи медиков и спасателей добрались минут через сорок.
- Ни в посёлке, ни в окрестностях нет нормальной дороги, поэтому автомобили экстренных служб попросту застревали в грязи, – объясняет жительница Лыкошино Лариса Нагиева. – Хотя минуло уже десять лет, ничего не поменялось: асфальтированной дороги по-прежнему нет.
В катастрофе погибли 28 человек – почти все пассажиры первого вагона. Еще 132 получили различные травмы. Спустя полгода тогдашний президент России Дмитрий Медведев наградил орденом Мужества проводника Гаджиева и нескольких его коллег, а Елене Голубевой компания РЖД построила новый дом.
«Проезжая мимо, дают несколько затяжных гудков»
Основная версия случившегося – теракт – подтвердилась очень скоро, отмечает РИА Новости. На месте крушения обнаружили полутораметровую воронку. Криминалисты установили, что неизвестные заложили на путях взрывное устройство мощностью семь килограммов в тротиловом эквиваленте.
На следующий день из Москвы прибыла большая следственная группа во главе с главой СК при прокуратуре России Александром Бастрыкиным. Когда руководство осматривало место ЧП, неподалеку раздался ещё один взрыв – правда, уже меньшей мощности. К счастью, никто не погиб, но несколько следователей, включая Бастрыкина, были контужены.
Следы подозреваемых привели сотрудников силовых структур в Ингушетию. Оперативники выяснили, что организатором взрыва был один из лидеров северокавказского бандитского подполья – 28-летний уроженец Улан-Удэ Александр Тихомиров, более известный как Саид Бурятский. Он вместе с подельниками скрывался в селе Экажево.
В начале марта 2010-го спецназовцы блокировали несколько домов с боевиками и приступили к штурму. В перестрелке ликвидировали семерых бандитов, включая Саида. Десятерых задержали. Не обошлось без потерь. При осмотре места спецоперации автоматной очередью был убит 26-летний новгородский следователь Сергей Васюкович. Спустя месяц его посмертно наградили орденом Мужества. Именем погибшего сотрудника СК назвали его родную школу в городе Пестове.
Следствие и суд по резонансному делу о бандитизме, убийстве, теракте, незаконном обороте и изготовлении оружия длилось почти три года. В мае 2012-го Тверской областной суд приговорил Зелемхана Аушева, Мурата, Татархана и Беслана Картоевых к пожизненному лишению свободы. Шестеро остальных членов банды получили по семь-восемь лет. Каждый год на месте крушения «Невского экспресса» в память о погибших проходят траурные мероприятия, а машинисты поездов, проезжая мимо, дают несколько затяжных гудков.