В конце октября в Бурятии заработали сразу три СЭС: в Кяхтинском, Кабанском и Тарбагатайском районах. При этом солнечная электростанция в Бичурском районе работает уже два года. Еще три обещают построить в срок до 2022 года. Совокупная мощность всех построенных и планируемых СЭС составит 145 МВт, а это 10% от мощности всех «традиционных» электростанций республики. В строительство СЭС будет вложено 14,3 млрд рублей - крупнейшие частные инвестиции в Бурятию за последние два десятилетия. В чем же тут подвох?
Инвестиционный дождь
Бурятия не избалована крупными проектами, частные инвесторы к нам, к сожалению, в очередь не выстраиваются. За последние десятилетия можно вспомнить только один масштабный проект, создавший новое производство, — «Восточно-Сибирский свинокомплекс». Сумма инвестиций составила 2,5 млрд рублей. А тут сразу семь проектов на сумму в шесть раз больше, и все они, как сообщают наши чиновники, «будут построены за счет инвесторов». Они же восторженно обещают многочисленные положительные последствия в виде сотен миллионов рублей налогов, новых рабочих мест, улучшения ситуации с электроснабжением и экологией. Все это настолько хорошо, что даже подозрительно.
Чем вызвана такая «щедрость» бизнесменов? Не кроется ли тут что-то такое, о чем нам не рассказывают? Эксперты уже высказывали опасения о том, что так или иначе за все эти новые электростанции расплачиваться придется жителям Бурятии — например, в виде растущих тарифов на энергию.
Мы попытались разобраться в этом вопросе, и выяснилось, что до 1 января 2023 года за нашу солнечную энергетику расплачиваться будут жители других регионов. А в дальнейшем, вполне вероятно, платить придется и нам.
Господдержка за счет потребителей
Оказывается, в России действует масштабная государственная программа поддержки альтернативной энергетики. Но солнечные или ветряные электростанции не получают деньги из бюджета. Вложения инвесторов в строительство «зеленых» электростанций возмещают крупные потребители энергии за счет дополнительных платежей в рамках специальных «договоров поставки мощности». По данным российского Минэнерго, потребители электроэнергии по всей стране заплатят «альтернативщикам» за проекты в сфере возобновляемой энергетики 1,8 трлн рублей.
Грубо говоря, любой инвестор, желающий построить солнечную электростанцию у нас в стране, гарантированно получает возврат всех инвестиций в течение нескольких лет. А за счет включения в единую энергосистему - гарантированную выручку с оптового рынка электроэнергии. Такие совершенно тепличные условия для ведения бизнеса и обуславливают стремительный рост числа солнечных электростанций в целом по стране, и особенно у нас в республике.
Впереди России всей
Во многих других регионах страны к строительству СЭС относятся менее восторженно. Ведь ничего бесплатного тут нет, и такое строительство ведет к увеличению нагрузки на потребителей. Бурятия же за последний год выбилась в лидеры страны по числу возводимых и запроектированных СЭС. Всего к 2022 году по всей России будут действовать 64 солнечных электростанции, семь из них — в Бурятии.
Неужели жители Бурятии обречены на дополнительные платежи, а наши чиновники не умеют считать деньги? Оказывается, считать они все-таки умеют. Все дело в том, что в 2016 году Бурятия стала уникальным для энергетического рынка субъектом РФ.
Солнечная сверхприбыль
По данным портала Rusprofile, Бичурская СЭС в 2018 году получила прибыль в размере 93 млн рублей. При выручке в 298 млн рублей показатель прибыльности просто невероятный. Неудивительно, что группа компаний «Хевел», которой принадлежит станция в Бичуре, активно строит в Бурятии новые электростанции по такой же схеме. Вторая компания, строящая у нас солнечные электростанции, - «Вершина Девелопмент». Очевидно, ее владельцы рассчитывают на такой же успех и такую же прибыль.
Хитрая Бурятия
Во-первых, в конце 2016 года мы были включены в «зону свободного перетока «Сибирь», а значит, за наши солнечные электростанции платить будут все крупные потребители электроэнергии всех регионов, входящих в эту зону (республики Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайский, Красноярский края, Кемеровская, Иркутская, Томская и Новосибирская области, а также северный энергорайон Забайкальского края). По информации Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ, за построенную в 2017 году Бичурскую СЭС все крупные потребители этих регионов стали платить собственнику станции дополнительно 0,017% от своих обычных платежей.
Во-вторых, наши потребители вообще на особом положении - правительством РФ для нас установлен особый режим функционирования рынка электроэнергии. Все оптовые покупатели на территории Бурятии покупают электроэнергию не по рыночной цене (включающей в том числе финансирование объектов возобновляемой энергетики), а по «регулируемым договорам», по тарифам, установленным ФАС России. Таким образом, за бурятские солнечные станции платят все сибирские регионы, кроме нас.
«За» и «против»
Эта комфортная ситуация продлится только до 1 января 2023 года, когда запланировано уменьшение числа регулируемых договоров для потребителей Бурятии. Вот после этого, скорее всего, платить за бурятские СЭС (и, кстати, вообще за все сибирские: их строят на Алтае и в Забайкальском крае) придется и нашим крупным потребителям электроэнергии (например, «Читаэнергосбыту», Бурятзолото, ВСЖД и др.).
Как только крупные потребители Бурятии станут платить за электроэнергию рыночную цену, в нее автоматически будет включена плата за СЭС. Можно предположить, что «Читаэнергосбыт», наш гарантирующий поставщик, столкнувшись с дополнительными расходами, замаскированно переложит их на своих потребителей. То есть простых и небогатых жителей Бурятии. Рост, может быть, будет не очень заметным, но все же - в этом основная угроза и негатив, которые исходят от существующей схемы поддержки «солнечных энергетиков».
Из реальных плюсов можно назвать два. Первое - это обеспечение большей стабильности и устойчивости энергоснабжения районов, где работают СЭС. Второе - дополнительные налоговые поступления в республиканский бюджет. Это примерно 100 - 120 млн рублей в год налога на прибыль организаций и налога на имущество.
Стоят ли такие плюсы потенциального роста цен на и без того дорогую электроэнергию? Вопрос остается открытым.
Сократятся ли выбросы СО2?
По многочисленным заявлениям чиновников, построенные и строящиеся СЭС «сократят выбросы углекислого газа». Но в этом вопросе они выдают желаемое за действительное. От одного запуска солнечной электростанции вредный парниковый газ сам собой не исчезнет. Чтобы снизился выброс СО2 в атмосферу, должно произойти соответствующее сокращение выработки электроэнергии на «традиционных» станциях, сжигающих уголь (откуда, собственно, и берется углекислый газ). В нашем случае сократить производство и сжигание угля должны Гусиноозерская ГРЭС и ТЭЦ-1 в Улан-Удэ. Чего они, естественно, делать не станут. А если и станут, это в итоге обернется опять-таки проблемами — сокращением их выручки, налоговых платежей и т. д. Так что никакого сокращения выбросов СО2 в Бурятии от строительства СЭС не произойдет. Это не считая того, что польза для нас от этого сокращения крайне сомнительна.