школа
31232
8

Как школа с двумя учениками спасает от гибели село

Ее директор признается, если завтра сюда перестанут ходить дети, ей с мужем придется оттуда уехать, как и многим другим

Фото: Евгений Коноплёв

В мае этого года глава Бурятии Алексей Цыденов ввел запрет на закрытие малокомплектных школ. Он объяснил это тем, что начальная школа должна работать, даже если в селе есть всего лишь один ребёнок школьного возраста. 

И как это часто бывает в маленьких сёлах, где есть школа, там ещё есть жизнь. Именно от неё зависят численность населения и потребность в таких объектах, как больница или клуб. В противном же случае семьи с детьми просто вынуждены будут покинуть село. 

На прошлой неделе мы писали о жительнице села Черноярово, которая осталась одна во всём селе. Тема маленьких сел, находящихся на грани разрухи, показалась нам важной. Мы решили продолжать ее, и на этот раз речь пойдёт о селе, в котором есть жизнь. Журналист «Информ Полиса» побывал в селе Золотой Ключ Прибайкальского района, в школе которого обучается всего два ученика. Учитель рассказала о том, как проходят уроки, какой раньше была школа и что ожидает её в ближайшие годы. 

С каждым индивидуально

На окраине села стоит маленькое деревянное здание, из печной трубы которого идёт дым. Когда-то это был магазин, а сегодня над дверью висит вывеска «Золотоключевская начальная школа».

Внутри так чисто и тепло, что хочется снять у порога обувь, чтобы лишний раз не оставлять следы на чистом полу. Большая печка даёт много тепла. А стены в небольшом коридорчике увешаны детскими рисунками и аппликациями. 

Сегодня начальная школа в Золотом Ключе – единственный стимул к тому, чтобы маленькое село продолжало жить. Рабочий состав – три человека:  учитель начальных классов, она же и директор, а также техничка и сторож. А школьники – брат и сестра Молчановы: Тася ходит во второй класс, а Паша – в первый.

Оба сидят в уютном кабинете, и получается так, что с каждым ребёнком проходит индивидуальное занятие.

– Тася приходит в школу первой, с ней мы проходим русский и математику. Работаем индивидуально. Потом в школу приходит Паша. И пока Тася занимается чтением или повторяет домашнее задание, я объясняю Паше написание букв. Когда он пишет, я занимаюсь снова с Тасей. Затем девочка уходит домой, а Паша остаётся на математику, – рассказывает учитель и директор Золотоключевской начальной школы Наталья Валерьевна Терентьева. 

Очевидный плюс такой школы в том, что каждый ребёнок получает индивидуальное занятие, а минус – у детей нет общения со сверстниками. После четвёртого класса ребята покинут родную школу и попадут в другую, где у них будет много одноклассников. Правда, ещё неизвестно, куда. И чтобы дети не растерялись в будущем коллективе, Наталья Валерьевна применяет особые методики обучения. 

– Ребята много занимаются у доски. Например, Тася выступает в роли учителя, а я сажусь за парту и представляю себя учеником. На математике мы применяем такие игровые формы обучения. И когда они вольются в другой школе в новый коллектив, будут увереннее себя чувствовать, – объясняет Наталья Терентьева. 

На вопрос, нравится ли в школе, дети дружно кивают головой. У Таси любимый предмет – математика, а Паша предпочитает азбуку. При виде нас мальчик сначала заскромничал, а затем расцвёл в улыбке. А Тася, завидев фотоаппарат, даже начала позировать. 

– К нам редко приезжают гости. А когда мы узнали, что к нам приедут журналисты, и растерялись, и обрадовались, – с улыбкой говорит Наталья Валерьевна. 

Почти все полки и целую стену в маленькой учительской занимают декоративные поделки, которые учитель мастерит вместе с ребятами на уроках труда. 

– Детки наши активные. Мы принимаем участие в конкурсах на декоративно-прикладное творчество, где всегда занимаем призовые места, – говорит директор школы. 

Все уехали из-за школы

Наталья Терентьева работает в Золотом Ключе с 2006 года. До этого в школе был другой учитель, но покинул село, перебравшись в соседнюю Турку. Наталья Валерьевна же с образованием воспитателя трудилась в местной библиотеке. 

– Создалась критическая ситуация, когда детей стало некому учить. Меня попросили выйти на работу в школу, и я вышла. Конечно, тяжело было – я сразу стала и учителем, и директором. В те годы как раз компьютеры только появились, нужно было на них учиться работать. А в 2013 году я заочно окончила БГУ и получила высшее педагогическое образование, – вспоминает Наталья Валерьевна.  

Тогда во всех четырёх классах были ученики – по одному-два ребёнка в каждом. В Турке, расстояние до которой около 40 километров, тогда существовал интернат, и дети из Золотого Ключа после четвёртого класса учились там, приезжая на выходные домой. Когда же интернат закрыли, многие семьи просто вынуждены были переехать туда, где есть школа. 

– В основном из-за школы все и уехали. Не скажу, что все горели желанием уехать отсюда. Ведь тут можно и хозяйство держать, и огород сажать. Да и природа тут красивая, воздух чистый. Многие из тех, кто уехал, летом приезжают, скучают, – рассказывает Наталья Валерьевна. 

Золотоключевской школе чуть более сорока лет. И, судя по рассказам жителей, в советское время тут обучалось около сотни человек. В 80-е годы люди стали активно уезжать, и вскоре школа превратилась в начальную, с единицами учеников в каждом классе. 

«Есть перспективы»

Но так или иначе учебное заведение продолжает жить. Кроме этого, в Золотом Ключе есть клуб, библиотека, ФАП. Всего в селе проживает 44 человека. Детей четверо, трое из которых, включая Тасю и Пашу, – дети Анастасии Батуевой. 

– Моему младшему ребёнку девять месяцев. Мы планировали уехать, но всё же остались. В деревне всё равно лучше, чем уезжать куда-то в неизвестность. Да и с маленьким ребёнком ехать не хочется. Вот мы и решили остаться, пока Паша не окончит четвёртый класс. Детям в школе нравится, только общения с другими детьми нет. Лишь на лето сюда приезжает много ребят. На каникулах мы сами постоянно выезжаем – то в город, то к бабушке в Курумкан, – поведала Анастасия. 

Четвёртому ребёнку в селе – Ксюше Козловой – три года, и она единственная надежда на сохранение жизни в селе. Когда Тася покинет школу, а Паша перейдёт в четвёртый класс, в школе вновь прозвучит первый звонок для единственного ученика. И это значит, что школа продержится ещё минимум четыре года. 

– Комиссия по приёму никогда не стояла на том, чтобы закрыть нашу школу. У нас даже есть перспективы: в скором времени планируется запустить котельную, поскольку сегодня мы пользуемся печкой. А если школа вдруг закроется, то я останусь без работы. Без этого я жить не смогу, ведь за столько лет я привыкла к школе. А значит, и нам с мужем придётся уехать, - говорит Наталья Терентьева. 

Следом за школой станет не нужна библиотека. Может закрыться и клуб, где дети готовят праздничные мероприятия. Ещё не так давно на его сцене Тася и Паша читали стихи и разыгрывали сценки, а трёхлетняя Ксюша, несмотря на свой возраст, уже прочитала наизусть «Муху-Цокотуху». 

Страшно представить, сколько сёл может погибнуть, если малочисленные школы вдруг начнут закрывать. Тем более что в одно время так и было. В 2007 году в Бурятии закрыли 48 школ с небольшим количеством учащихся. В то время малокомплектной считалась школа, где в одном классе учится менее 10 человек. В 2013 же году под этот термин решено было загонять школы с численностью не более 110 учеников на 11 классов. 

Золотоключевская начальная школа словно соломинка, за которую ещё крепко держится когда-то процветавшее и до сих пор красивое село. По данным правительства Бурятии, всего в республике насчитывается 222 малокомплектные школы. А это значит, что ещё 222 села остаются спасёнными от полного развала благодаря сохранению малокомплектных школ.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях