На сколько рублей повысят проезд в маршрутках Улан-Удэ? Будет ли введен дифференцированный тариф? Какие маршруты ждет оптимизация?
Эти вопросы обсудили на заседании Общественного совета города с участием депутатов горсовета, общественников, представителей мэрии и самих перевозчиков. Перед всеми стоит нелегкая дилемма, решить которую необходимо в кратчайшие сроки. Иначе в Улан-Удэ возможен транспортный коллапс.
Перевозчиков не устраивают сроки
Частные перевозчики (а это большая часть маршрутов Улан-Удэ) уже подали необходимую документацию в комитет экономического развития и туризма администрации города. Пока пакет документов неполный. По словам Даримы Дашиевой, начальника управления муниципальной экономики комитета по экономическому развитию и туризму администрации города, «перевозчики представили неполный пакет документов».
- Поэтому мы запросили дополнительные пояснения и расшифровки. Согласно представленным расчётам, увеличивается не просто стоимость топлива или шин, но и нормы пробега, расходы топлива и другие параметры, которые требуют пояснений. Мы все эти материалы запросили, но пока от перевозчиков документы не поступили. После того как мы их получим, проверку проведут комитет и комиссия из числа депутатов горсовета и представителей профсоюзов. Затем документы направят в горсовет, где будет создана специальная рабочая группа, которая более плотно рассмотрит дело и примет решение, - сообщила она.
На всё про всё уйдет 3 - 4 месяца. И такие сроки перевозчиков не устраивают.
- За последние полгода «ушло» 300 - 400 машин, это пик. Что я буду объяснять водителям? Что крепитесь еще 3 - 4 месяца, пока горсовет согласует тариф? Они просто не выйдут на линию. Они уедут на заработки в Корею, на вахту... Я сегодня проводил собрание на одном из городских маршрутов. Первый вопрос от водителей: когда мы сможем пойти по новой цене? Мы и сами понимаем, что те расчеты, которые поданы нами (41 рубль), очень велики для пассажира. И надеемся, что 25 рублей хоть как-то спасут наше тяжелое положение. Мы на своих собраниях обсуждаем новшества в законе, который обязывает нас установить ГЛОНАСС, тахограф, ККМ... Водители спрашивают: как нам дальше работать? Очень долго вся процедура проходит. Нам говорят, что мы не до конца представили расчеты. Но мы же перевозчики, а не экономисты. По полтора года приходится предоставлять дополнительные бумажки. Основополагающим в формуле расчетов затрат на одного пассажира является пассажиропоток. Но мы как перевозчики не можем обеспечить именно эти данные, соответственно, опять все встает в тупик и мы не можем выйти на определенную сумму. 41 рубль, о котором мы говорим, - это затраты на одного пассажира. Если даже установят 23 рубля, мы вряд ли сможем остановить отток профессионалов. Три рубля ситуацию не спасут. Понятно, что процент недовольства населения несопоставим. Кому хочется платить больше? Но мы завтра не сможем работать, вот и все, - говорит Алексей Захаров, заместитель директора «Колонны № 8», к которой относятся самые популярные маршруты города: 29, 30, 100, 17, 4, 25.
«Жареная» тема?
Стоимость тарифа, которую требуют перевозчики, известна – 41 рубль.
При этом председатель профсоюза работников автомобильного транспорта Бурятии Игорь Сластин уточняет:
- Везде звучит сумма 41 рубль. Всем нужна «жареная» тема: сколько хотят перевозчики. 41 рубль - это не тариф, это себестоимость проезда одного пассажира, в нее вкладываются все расходы. Здесь речь не о покупке новых машин, не о субсидировании тарифной разницы, а о том, чтобы сохранить то, что есть. Что касается нашего региона, мы понимаем, что наш тариф строится большей частью на экономических и политических показателях. Наша республика не готова ездить по таким ценам. Подсчитайте: с 2016 года, когда было последнее повышение цен до 20 рублей, дизельное топливо выросло на 44 %, автошины - на 65 %, запчасти и расходные материалы - на 13 %, смазочные материалы - на 47 %. К тому же у перевозчиков есть обязательства по новому законодательству: тахографы, ГЛОНАСС, кассовые аппараты, безналичный расчет, транспортная доступность по инвалидам, требования по технике безопасности, где автобус должен быть оборудован, как самолет. Все эти затраты ложатся на перевозчика. Но каким образом он должен это сделать? Мы понимаем, что 41 рубль за проезд – нереальная сумма. А вот 28 рублей днем и 30 рублей в вечернее время позволят сдержать отток наших водителей и машин. Люди страдать не будут, - эмоционально выступил Игорь Сластин.
- Основная наша проблема – вечерний проезд. Мы не раз говорили, чтобы сделали дифференцированную цену. Допустим, днем одна цена, вечером на 2 - 3 рубля дороже. Такая практика несколько лет назад была. Тогда мы заметили, что сложились группы водителей, которые выходили работать вечерами. Жалобы от пассажиров сократились. Сегодня мы вновь вышли с такой инициативой. В то время нас «зарезала» прокуратура, сказав, что мы не имеем права работать именно в таком режиме. Может, на этот раз будет сдвиг, - считают частные перевозчики.
Уж лучше в Корею
Обсуждая свое тяжелое положение, перевозчики говорят, что если тариф не повысить, то работать на маршрутах станет некому.
- С рынка уходят профессионалы, техника. Я не отстаиваю интересы частников, просто если они уйдут, меня одного на всех не хватит, - говорит руководитель МУП «Городские маршруты» Алексей Кожевников. - Несколько маршрутов вообще перестали существовать. Есть рентабельные маршруты, и сегодня там дефицит рабочих мест. Пожалуйста, заходи с машиной, работай. Людям это неинтересно. Лучше они ничего не будут делать или пойдут охранять объект, сидя рабочую смену и получая те же деньги. При этом не будут иметь никаких проблем. Привлекательность для рабочей силы должна быть. У меня сегодня есть вакансии, хотя четыре года назад был полный штат профессионалов, ведь кого попало мы не берем. Сегодня есть восемь рабочих мест, есть транспорт, а посадить туда никого не могу. Нет человека надежного, квалифицированного, - сетует он.
Руководители маршрутов говорят, что теряются рычаги влияния на водителя.
- Он не держится за работу. Если раньше могли держать под страхом увольнения, наложения административной ответственности, то сегодня это не работает. Водитель просто уходит. А мне как руководителю нужно закрыть график и выполнить условия, которые я заключил по контракту. Поэтому приходится удерживать любого водителя и брать даже непрофессионала, который только вчера получил права. Работа водителя тяжелая, он ежесекундно находится в напряжении. Нас еще частенько ругают, что интервал большой. Но водитель не может же всем объяснять, что пробки или авария произошла. Он встает в пять утра, приходит домой в одиннадцать вечера, - говорит Алексей Захаров.
- Последнее повышение цен на проезд было в 2016 году. С того момента тарифы повысились на всё. Перевозчики сдерживали ситуацию как могли. Но за последние полгода «ушло» 400 машин, вот почему мы забили тревогу. Мы не жалуемся. Мы говорим о том, что перевозчики находят другие виды заработка. Улан-Удэ теряет профессионалов, приходят те, кто получил права вчера. Тревогу вызывает и дефицит машин. Сейчас начнутся морозы и будут большие перебои с транспортом, особенно в отдаленные поселки. Возникнет коллапс. Интервалы движения увеличатся, потому что на каждом маршруте не хватает тридцать процентов машин, - предупреждает Игорь Сластин.
- Обычно в январе пассажиропоток сокращается в разы. Мы ожидаем, что еще 10 – 15 % транспортных единиц не выйдет в январе-феврале. К весне город потеряет еще около 200 единиц. Сильнейшего оттока ожидаем и летом, когда начнем вводить кассовые аппараты, тахографы, ГЛОНАСС, - добавляет Захаров.
Быстро не получится
Депутаты горсовета призывают перевозчиков не принимать решения «в пожарном режиме» и дают понять, что у них на поводу никто идти не собирается. В первую очередь нужно думать о простых людях.
Депутат Сергей Бурдиков отмечает:
- Выросла стоимость дизтоплива и бензина, запчастей, пробег вырос, да и вообще затраты на всё выросли. Единственное, что у нас не выросло за это время, – это доходы населения. У вас есть конкуренты в лице такси. Будет маршрутка у нас 25 рублей, как вы думаете, люди за 100 рублей вчетвером такси вызовут или будут стоять на морозе? Мы не сидим и не ждем какого-то числа, чтобы поддержать ваше решение о поднятии тарифов. До того как мы будем обсуждать тариф на комиссии, мы должны решить, что можно сделать, чтобы улучшить структуру городского транспорта без поднятия тарифов. Мы рассматриваем всевозможные варианты: субсидирование, пересадочные талоны, выделенные полосы... Сейчас главное вот что: у города пока нет данных, сколько людей, например, из Сотникова доезжают до Мелькомбината, а сколько высаживается на площади Советов, идет на трамвай и едет до места назначения. Анализ пассажиропотока пятилетней давности устарел. Количество машин выросло, пригород растет, все эти данные нуждаются в актуализации. Процедура рассмотрения тарифа длинная. Не надо ничего делать в «пожарном режиме».
Заместитель председателя городского Совета Анатолий Белоусов напомнил перевозчикам события четырехлетней давности, когда тариф с 17 рублей повышался до нынешних 20:
- Когда мы с вами сидели четыре года назад и договаривались о повышении цены, то ставили встречное условие: должно появиться качество работы. Качество появилось? Судя по многочисленным жалобам жителей, качество не растет. Что касается ухода водителей, то дело не в низком тарифе или низкой зарплате. Прежде всего это ваша вина. А где работа с кадрами? Когда я был директором техникума, первым делом мы начали работать с кадрами: авиазавод, который сейчас в очереди стоит за студентами, ЛВРЗ и все остальные предприятия. Где ваша работа? Где профессиональные конкурсы? Даже рекламы «требуются водители» не видно. Я понимаю, что ситуация с тарифом сложная, его четыре года не повышали. Но тогда было намного сложнее. Что касается повышения стоимости проезда до 25 - 28 рублей. Не будет такого. У людей зарплата не прибавилась, идет инфляция, повысились коммунальные расходы. У всех семей такие же проблемы. В кризисные годы надо исходить из той ситуации, какая есть, - высказался Анатолий Белоусов.
Искать пути выхода, не ставя во главу угла только повышение тарифа, народные избранники намерены и дальше. Что это будет – оптимизация существующей дорожной сети, введение транспортных карт, разработка стратегических направлений пассажирского транспорта – в горсовете готовы рассматривать все варианты, лишь бы от этого не страдали горожане.