экология
3800
5

Николай Будуев выяснил, кто портит воздух в Улан-Удэ

Депутат Госдумы призвал «стучать» на владельцев кочегарок

Фото: facebook.com / личная страница Н. Будуева

Николай Будуев, приставляющий интересы Бурятии в нижней палате российского парламента, опубликовал в соцсетях пост, посвящённый одной из наболевших городских проблем. Речь идёт о дыме, витающем над бурятской столицей. Вопрос чистоты воздуха встаёт ребром с наступлением холодов каждый год, и 2019-ый не стал исключением. Ситуация, кажется, даже усугубилась. Последние недели соцсети буквально пестрят жалобами на удушливый смог, окутавший город. Кто-то, по традиции, грешит на частные дома, кто-то – на ТЭЦ, кто-то – на местные предприятия. 

Депутат Госдумы решил организовать по этому поводу круглый стол, после которого сделал неутешительные выводы – выбросы от так называемых малых котельных никто не контролирует.

- Следят у нас только за «большими трубами», – констатировал Николай Будуев на своей страничке в Facebook. – Вот и получается, что, по официальным данным, 85% смога создают ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Но, пардон, ТЭЦ работает круглогодично с 1936 года, а проблема обострилась буквально пару лет назад и возникает только зимой. Именно из-за этих «данных» частные котельные выпадают из поля зрения надзорных органов. Но из нашего поля зрения и дыхания, к сожалению, никуда не деваются. Никто не проводил исследования, какой вклад в загрязнение городского воздуха вносят кочегарки и котельные хозяйствующих субъектов.

А виной всему, по мнению парламентария, именно «грязные кочегарки» частного сектора, мелких предприятий, различных цехов и станций техобслуживания.

- Уверен, почти у каждого жителя частного сектора есть парочка таких на примете. В ходе длительной дискуссии выяснилось, что единственным способом «прикрыть» такие «соседские» трубы являются обращения граждан, – подчеркнул народный избранник.

А потому выход, по мнению Будуева, только один – «стучать» на владельцев кочегарок.

- Девиз «Стучите чаще и станет чище!» актуален как никогда. Оставлять обращения можно, например, на сайте Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры. Как заверил меня руководитель ведомства Алексей Евгеньевич Кошелев, все обращения обязательно примут в работу, а указанные источники загрязнения воздуха проверят, – заключил депутат.

Сегодня углём и дровами в Улан-Удэ отапливается несколько десятков тысяч домов. При их горении образуются канцерогены. Поскольку город расположен в Иволгино-Удинской межгорной впадине, циркуляция воздуха затруднена. Из-за этих особенностей ландшафта вредные вещества скапливаются в приземном слое атмосферы, а при высокой влажности и вовсе образуется смог.

Кроме того, многие «частники» используют самодельные печи и котлы, которые не обеспечивают полное сгорание топлива из-за различных эксплуатационных ограничений. Это тоже не лучшим образом сказывается на состоянии воздуха. К примеру, использование угля приводит к выбросам серы и других токсичных загрязнителей. Даже при хорошем сгорании эти загрязняющие вещества не разрушаются. Они оказывают негативное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и способствуют развитию онкологических заболеваний.

То, что зимой столицу республики затягивает удушливой пеленой от многочисленных печек и котлов, для властей, конечно же, не секрет. Чтобы уменьшить вред от использования угля, Минприроды Бурятии неоднократно призывало улан-удэнцев, проживающих в домах с печным отоплением, переходить на те же топливные гранулы, древесные брикеты (так называемые евродрова), газ или же вовсе на централизованное отопление. Но к такому бремени люди оказались не готовы.

Улан-удэнский смог – не такой знаменитый, как улан-баторский, который вывел столицу страны в мировые лидеры по загрязнённости, однако не менее опасный. Тем не менее, в Монголии проблему давно решают на законодательном уровне. В Бурятии же пока только собираются. Для этого минувшей весной власти республики решили объединиться с соседней страной. Вопрос обсуждался в конце марта на встрече руководителя республики с государственным секретарём МИД Монголии Дамдинсурэн Даваасурэном. 

- У нас большая общая проблема – загрязнение воздуха в зимний период, когда частный сектор топит дровами и углём. Мы рассматриваем вопрос перехода на пеллеты. Но здесь встаёт вопрос их стоимости и мы можем решить его вместе. Чем больше масштаб потребления, тем ниже будет стоимость одной тонны пеллет, – пояснил тогда Алексей Цыденов.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях