Уже две недели Улан-Удэ обсуждает возможное повышение цен в маршрутных автобусах. Новая вероятная цена еще не определена: она варьируется от 25 до 41 (!) рубля. Уже сейчас можно сказать, что максимальное повышение спровоцирует социальный взрыв. Какой тариф можно считать обоснованным, как рассчитывается пассажиропоток (на эту услугу закладывается 2,5 млн рублей!), а также как и почему до этого поднимались цены за проезд – в материале «Информ Полиса».
«Лишний сбор денег»
В ноябре перевозчики направили в администрацию Улан-Удэ документы с предложением поднять стоимость проезда в маршрутных автобусах, ссылаясь на рост цен на ГСМ и покупку нового оборудования.
До этого тариф менялся в 2013 и 2016 годах. В 2013 году стоимость подскочила с 15 до 17 рублей – перевозчики обосновывали повышение необходимостью замены «Истан» на новые сертифицированные автобусы. В 2016-м вновь рост – с 17 до 20 рублей – на этот раз маршрутчики заявили, что себестоимость перевозки одного пассажира значительно возросла. Тогда же они говорили о необходимости установки автоинформаторов и видеорегистраторов.
41 рубль – это, по мнению самих перевозчиков, средние затраты на перевозку одного пассажира, а не предлагаемый тариф. Эту сумму они подали в комитет экономического развития, где рассчитают обоснованный тариф. После этого он поступит на рассмотрение в горсовет. Также водители апеллируют к тому, что им нужно переходить с ГЛОНАСС на ЭРА-ГЛОНАСС, а это опять-таки новые траты.
- В Улан-Удэ устанавливают регулируемый тариф, хотя перевозчики должны сами высчитывать цену. Но межтарифную разницу частникам никто не выплачивает. Скоро водители должны поверх текущих затрат купить вместо ГЛОНАСС более дорогой ЭРА-ГЛОНАСС, кассовый аппарат и тахограф. По ЭРА-ГЛОНАСС можно быстро сообщить об аварии, в чем нет необходимости, выдача каждому пассажиру чека приведет к коллапсу, а тахограф не нужен. Я считаю, это лишний сбор денег. Из-за этого за полгода «ушло» 400 машин, - сетует Игорь Сластин, председатель транспортного профсоюза Бурятии.
В профсоюзе ожидают, что их уход продолжится и дальше. Ведь с 1 июля 2020 года законы вступят в силу, а за их нарушения штрафы доходят до 100 тысяч рублей. По словам председателя, многие из ушедших поедут работать на вахту в другие регионы, где нужны профессиональные водители.
- Наши ребята уже работают в Иркутске, где повышение тарифов происходит постоянно. Там частники также не получают межтарифную разницу, но у них пассажиропоток гораздо выше. У нас такого нет. Маршруты отдаленных поселков могут утром набрать полный салон, а днем – половину. Все сравнивают Улан-Удэ с другими городами, хотя у нас практически самая низкая цена по стране, - добавляет Сластин.
Через несколько дней перевозчики «скинули» в цене и стали просить тариф 28 рублей днём и 30 рублей вечером. Администрация города пообещала подумать: дескать, надо будет произвести расчеты.
- Основные составляющие при расчете тарифа - топливо, оплата труда, смазочные и эксплуатационные материалы, износ, ремонт шин, техническое обслуживание. Пока перевозчики подали неполный пакет документов, поэтому мы ждем пояснения и расшифровки по некоторым позициям. После этого будет произведена проверка и документы передадут на рассмотрение тарифной комиссии. Затем решение примет горсовет, - отметила начальник управления муниципальной экономики комитета экономического развития и туризма администрации Улан-Удэ Дарима Дашиева.
Неточные данные за 2,5 млн рублей
Как уже сказано выше, водители автобусов считают, что кассовые аппараты им не нужны – это хлопотно и создает очереди. Однако подобное обилечивание помогло бы рассчитать пассажиропоток – сегодня он считается не только «на глазок», но и по устаревшим данным.
Последний раз пассажиропоток вычислял в 2014 году Санкт-Петербургский НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры. Но с тех пор количество личного транспорта значительно выросло, многие жители уезжают из республики, а отдаленные районы продолжают расти и активно застраиваться. Поэтому эти данные быстро устаревают. Как такового плана расчета нет, но, судя по последним годам, пассажиропоток рассчитывается каждые шесть лет. Следующий запланирован на 2020 год.
В администрации Улан-Удэ уточнили, что расчет пассажиропотока - «это затратное мероприятие (более 2,5 млн рублей), проводить его ежегодно не представляется возможным». Несмотря на высокую стоимость, полученные данные считаются далеко не точными, а принцип работы вызывает много вопросов.
- Пока мы опираемся на эти данные, поскольку новых у нас нет. При расчете пассажиропотока они используют те же самые данные, немного корректируют в сторону снижения. Конечно, мы пока ставим эти расчеты под сомнения, будем еще проверять, - отметила Дарима Дашиева.
Но стоит ли платить иногородним фирмам миллионы рублей за данные, которые стремительно теряют свою актуальность? Тем более что для подобных вычислений не нужна какая-то дорогостоящая техника – достаточно посадить в каждый маршрут по контролеру, который посчитает пассажиров в буквальном смысле по головам. Кстати, в крупных российских городах пассажиропоток считают с помощью безналичной оплаты. Для пассажиров такой способ гораздо привлекательнее, так как позволяет сэкономить несколько рублей.
Массовые увольнения
Про перевозчиков нельзя, конечно, сказать, что они сидят на «золотой жиле». О том, что эта работа как минимум не такая уж прибыльная, говорят массовые увольнения. За неполный 2019 год с маршрутов ушло 300 частных перевозчиков – это больше, чем за последние три года. Если в 2017 - 2018 годах их автопарк составлял около 1 700 автобусов, то в этом году их осталось 1 400.
Помимо этого, перевозчиков можно назвать злостными неплательщиками налогов. Так, представитель УФНС Бурятии Арюна Бадмаева раскрыла общую сумму налогов и страховых взносов, уплаченную организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров на городских маршрутах Улан-Удэ. В 2018 году в бюджет города поступил 31 млн рублей. Учитывая, что в прошлом году частных автобусов курсировало по городу около 1 700, а муниципальных 109 (из них 59 трамваев), разница поступлений колоссальна. Только один миллион из 31 пришел от частников.
- За девять месяцев 2019 года поступило 28 млн рублей. Основные поступления идут от МУП «Городские маршруты» и МУП «Управление трамвая» – более 30 млн рублей. Частных перевозчиков можно назвать злостными неплательщиками, - сообщила Арюна Бадмаева.
Какая именно сейчас задолженность по налогам и страховым взносам у частных перевозчиков, нам пока узнать не удалось.
Цена выше, качество - ниже
В прошлые годы перед очередным повышением цен улан-удэнцам обещали комфортные условия и в целом улучшение качества перевозок. Однако на деле оказалось, что с каждым годом услуги в этой сфере становились только хуже – жалобы на те или иные маршруты приходят в чат «Мой район» с завидным постоянством. В опросе, который мы провели в чате, лидерами антирейтинга стали маршруты № 16 и 28.
Мы решили проверить работу этих автобусов в «час пик». В восемь часов утра, когда люди спешат на работу, мы приехали на остановку «Воинская часть» в микрорайоне Радужный, чтобы отсчитать время прибытия от одного маршрута до другого. На улице 18 градусов мороза, а остановочный павильон со скамейкой и крышей, но без стен, обдувается ветрами со всех сторон. Первый 28-й «Хендай Каунти» прибыл на «Воинскую часть» в 08:11. Второй – действительно набитый пассажирами под завязку – пришел через 22 минуты. Таким образом, мы убедились, что жалобы на этот маршрут не беспочвенны. Почти получасовое ожидание на морозе и перспектива не влезть в переполненный микроавтобус – с этого начинается каждый рабочий день жителей поселков.
Как выяснилось позже, этот маршрут продолжает существовать чуть ли не на честном слове. Сейчас у него минимальный автопарк среди перевозчиков города – всего 14 автобусов. В комитете по транспорту нам сообщили, что он поддерживается за счет транспорта МУП «Городские маршруты».
Можно ли избежать роста тарифа?
Иван, водитель:
- У нас нет материальной возможности приобрести все это недешевое оборудование (ЭРА-ГЛОНАСС, тахограф и т. д. – Прим. авт.). Эти системы «тянут» на 100 тысяч рублей. Где взять такие деньги? У нас и так каждый месяц уходит около 57 тысяч рублей на взносы, ежедневное посещение врачей, путевки, топливо, которое постоянно дорожает. И это в лучшем случае, если не придется тратиться на ремонт авто. Мы обязаны соблюдать режим труда и отдыха. Это становится проблемой в «часы пик», когда толпы народа не могут дождаться маршруток, делающих «необходимый перерыв». Тариф может сохраниться, если в России появится нормальная программа по развитию пассажирских перевозок. Дайте людям кредиты под малые проценты, понизьте налоги, и частники сами заполнят вакуум нехватки автобусов в Бурятии, причем новыми.
Алексей Тогошиев, генеральный директор «Байкальской гавани»:
- Каждый раз повышение цен «обосновывалось» слабыми аргументами, но нас обманули. На выходе имеем машины, отходившие в центральных районах страны; грузовики, переделанные в пассажирские автобусы; единицы новых «Газелей»; перекладины в салонах, имитирующие поручни для стоящих пассажиров; автоинформаторы и видеорегистраторы в единицах. Решение давно на поверхности - повысить объем перевозок муниципальными большими автобусами, продолжать развивать трамваи и рыночными методами не давать ходу очередному желанию нажиться на горожанах.
Геннадий Айдаев, экс-мэр Улан-Удэ:
- Вопросы по тарифам возникают в первую очередь из-за пробок, где водители прожигают топливо. В местах большой загруженности - на Элеваторе, улицах Терешковой и Иволгинская - заторы возникают из-за отсутствия хороших развязок. В плане развития города было предусмотрено создание развязок, а на них трамвайных путей и троллейбусных линий. Я еще перед уходом говорил Вячеславу Наговицыну о том, что нужно разгружать дороги, но он только головой кивал. Когда я сказал про мост через Уду, Наговицын ответил: «Кончайте со своими идеями». Если будут хорошие дороги, то маршрутчики потеряют свой главный козырь. Они правы, когда хотят поднять стоимость проезда, ведь цены растут. Но цена в 41 рубль слишком высокая. Они действуют по принципу: проси больше, все равно дадут меньше. Ну а город должен рассчитать, какая все-таки цена за проезд будет обоснованной. Избежать повышения тарифа можно с помощью конкуренции в виде такси и муниципального транспорта.