У них было всё: богатое хозяйство, любимая семья, успешная работа. Но судьба распорядилась так, что в один миг они лишились всего. Одних подвело здоровье, другие стали жертвой обмана, а третьи в силу своего характера сами выбрали одиночество. Но всех этих людей объединила главная беда – они остались без дома.
Центр социальной адаптации «Шанс» оказывает помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, бездомным, бродягам. По собственному желанию им помогают с документами, трудоустраивают, дают жильё.
Мы приехали в этот центр, чтобы своими глазами увидеть, почему и, главное, как люди приобретают статус бездомного.
Стал никому не нужен
Виктор Владимирович Мурышкин – человек по-своему чувствительный, с трогательным взглядом. Едва начав беседу, становится понятно, что вспоминать о прошлом ему тяжело. Он вздыхает, но при этом, не теряя улыбки, рассказывает нам о своей жизни.
Родился Виктор Владимирович в Амурской области. Там у него было всё для полной забот, но по-своему счастливой деревенской жизни. Ещё мальчишкой Виктор стал трудиться на ферме. Когда сестра ушла в декрет, он взял всю её работу на себя: доил коров, ухаживал за скотом. А хозяйство было большое: коровы, гуси, утки, куры, поросята.
- Когда сестра похоронила мужа, нам стало тяжело с этим справляться, а потому она всё распродала. А после того как не стало моей жены, брат продал мою квартиру, и я переехал жить к маме. Она тяжело болела, не вставала, и я полностью ухаживал за ней. Так мама на моих руках и умерла. У меня сразу же случился третий в моей жизни микроинсульт, - сдерживая слёзы, рассказал Виктор Мурышкин.
После инсульта мужчина оправился, но стал не нужен ни сестре, ни братьям, ни племянникам. Без хозяйства, любимой мамы и жены он уже не видел смысла жить в родной деревне, а потому просто взял и отправился, что называется, куда глаза глядят. Вскоре устроился на работу в придорожное кафе.
- Хозяйка спросила, что я умею делать. Я сказал как есть: могу доить коров, кормить поросят, убирать за животными. При этом сам готовлю, стряпаю. Меня взяли разнорабочим. А спустя день хозяйка удивилась – ты, говорит, за день сделал столько работы, сколько другие за полмесяца сделать не могли. А я по-другому и не мог, всё-таки во мне деревенская кровь, - улыбается Виктор Владимирович.
Вскоре он добрался до Улан-Удэ, о котором ранее был наслышан. Здесь какое-то время снимал квартиру в бараке, а когда столкнулся с финансовыми трудностями, жильё пришлось оставить. И на свою беду Виктор Владимирович связался с сектантами.
- Они обещали помочь с жильём, но так и не помогли. Я год у них в Закаменске жил. А когда эти люди стали требовать от меня невозможного, я ушёл. Пришёл в церковь, там мне немного помогли с деньгами, я добрался до Улан-Удэ и три недели жил на вокзале. Спасибо работникам, которые связали меня с «Шансом», куда я и переехал жить, - вспоминает он.
В центре «Шанс» Виктор Мурышкин помогает с уборкой, варит вкусные обеды, ухаживает за комнатными растениями и очень радуется, когда цветы приживаются и тянутся вверх.
А в начале следующего года у него намечается радостное событие. Дело в том, что пару лет назад на мероприятии ко Дню инвалидов Виктор Владимирович познакомился с женщиной, с которой у него завязалось тесное общение. В ноябре пара подаст заявление в ЗАГС, а в январе их ждёт венчание. Ожидание этого события для Мурышкина большой стимул и доказательство того, что в 52 года не поздно начать новую жизнь, несмотря на все пережитые горести.
Обманули с квартирой
Больше половины своей жизни 65-летний Виктор Иванович Коневин отдал работе. Сегодня он на заслуженном отдыхе. Но жизнь сложилась так, что на пенсии он не нянчится с внуками, а живёт в маленькой уютной комнате в социальном центре.
- С семьёй как-то не получилось. Невесты были, но до свадьбы дело так и не дошло. Всю жизнь посвятил работе, так незаметно время и пролетело, - вздыхает Виктор Иванович.
А трудился он на авиазаводе, куда пошёл работать по стопам отца. Сначала столяром, затем выучился на тракториста. Так и работал до пенсии на одном месте. За годы работы «изъездил» два новых трактора, именуемых в простонародье «Петушок», а также дал жизнь пяти старым, каждый из которых сослужил ему верную службу.
Детство же Виктора Ивановича прошло на Машзаводе, на улице Одесской. Сегодня улица носит другое название, однако с нею пенсионера связывают самые тёплые воспоминания из детства.
- Вверху улицы стояла водоколонка. В один зимний день кто-то с нею что-то сделал, и вода побежала по дороге, и мы прямо посреди улицы сделали каток. Машинам не проехать, а мы катаемся вдоволь кто на чём! Конечно, Улан-Удэ с Одессой не сравнишь, но я очень гордился, что в нашем городе была улица с таким названием, - вспоминает он.
Когда Виктор Иванович вышел на пенсию, с ним случилась неприятная история. Он хотел обменять свою большую квартиру на однокомнатную с доплатой. Но пенсионера обманули – новую квартиру он так и не увидел и, более того, лишился своей. Мошенники словно испарились, а сегодня что-то доказать и вернуть трудно. Так бывший работник авиазавода очутился на улице.
- Три года я пожил у сестры, подрабатывал где получится, искал жильё, но всё шло не так. У сестры своя семья, стеснять их не хотелось. А потом по телевизору услышал про центр «Шанс» и пришёл сюда. Так и решил для себя – вот он, мой шанс жить дальше, - улыбается он.
И словно сама судьба поселила Виктора Ивановича именно в ту комнату, вид из которой падает на магазин тракторов. Каждый день он то с тоской, то с улыбкой наблюдает из окна, как люди покупают тракторы, и с улыбкой думает: «Вот повезло кому-то!».
- Новенький трактор здесь стоял, «Петушок», точь-в-точь как мой, только красный, - говорит пенсионер. - Я на него каждый день смотрел, молодость вспоминал. А на днях смотрю – его нету. Ну, думаю, наконец-то дождался «Петушок» своего хозяина.
Молча ушёл из дома
В комнате Георгия Леджановича Бананова громко работает телевизор. Встречая нас, он сразу же предупреждает, что плохо слышит. А слух ослаб ещё 30 лет назад, когда Бананов трудился на шахте.
- Я 12 лет там отработал, долг родине отдавал, - поясняет он. – В 41-м нашу семью репрессировали и отправили в сибирское село Паталашкино, где кроме снега ничего нет. Жили в тесной землянке, спали на полу, ночью даже к полу примерзали. Голод был ужасный. Летом ягодой питались, весной хомяков ловили и готовили. И вот как только появилась возможность, я уехал работать на шахту, так сказать, реабилитироваться перед страной.
Бананов всю жизнь проявлял активную жизненную позицию, а потому уже через семь лет ему предложили должность директора хлебозавода в Закаменске. Но он не представлял себя человеком с портфелем, а потому упорно отбивался от этой работы.
- Я приезжаю на шахту, а мне не дают фонарь. Этим самым не давали работать, заставляя уйти на хлебозавод. Пришлось согласиться. За несколько лет я построил там кондитерский цех, гараж, благоустроил столовую. А потом вернулся на шахту и ещё пять лет дорабатывал. После этого ушёл на заслуженный отдых, - поведал пенсионер.
Уже на пенсии Георгий Леджанович построил в Улан-Удэ двухэтажный благоустроенный дом с собственным огородом, где и собирался вместе с женой спокойно жить вдали от городской суеты. В округе его все уважали, ведь, несмотря на собственные заботы, он всегда приходил на помощь, когда соседям-старикам нужно было вспахать огород, починить крышу, купить дрова. Но так вышло, что в 80 лет Георгию Бананову пришлось покинуть своё уютное гнёздышко.
- Моя пенсионная карточка была всегда у жены. Я на месяц все средства распределю, а через неделю смотрю - денег нет! И вроде не покупали ничего. А жена ещё и ругалась по этому поводу! Как только соседям помогу в чём-то, она снова начинает на меня кричать, прямо на улице и при всех. Мне перед соседями стыдно становилось, - вспоминает пенсионер.
И после очередного скандала Георгий Леджанович не выдержал и молча ушёл из дома. Вскоре наткнулся на заметку о центре «Шанс» и пришёл сюда.
- Здесь меня утешили, обогрели. И, самое главное, тут меня никто не ругает! – радуется он. - Я никогда ещё так не жил. Тут я нашёл покой, ведь мне в мои годы ничего больше и не нужно.