промышленность
1899

Сергей Желтиков – о больших потенциалах и возможностях

Сможет ли Бурятия стать чемпионом в промышленности?

Сергей Желтиков министром промышленности и торговли республики назначен четыре месяца назад. Можно ли сделать какие-то большие итоги по прошествии столь малого промежутка времени?

- Чемпионом — не скоро, но большой рывок вперед сделать точно в наших силах. Самое главное, что удалось за этот промежуток времени сделать, это сформировать видение, куда дальше идти. За полгода удалось проанализировать, что есть сейчас, какой статус, и по каждому направлению продумать и сформулировать вектор развития. Эта работа была проделана, и в 2020 год мы заходим с полным пониманием, как развиваться в следующую пятилетку, - говорит Сергей Желтиков.

- Куда будут направлены векторы развития?

- Министерство курирует три крупных направления: промышленность, среднее и малое предпринимательство, торговлю. Если говорить про промышленность, важное направление, которое есть, – это проекты финального производства продукции. Ведутся переговоры по  различным видам продукции с потенциальными резидентами республики, которые хотели бы здесь организовать производство. Имеем в виду мы и тех, кто не хотел бы пока, но мы пытаемся предложить им такие условия, чтобы они захотели зайти к нам. Идет проработка с такими продуктами, как вездеходы, которые хорошо вписываются в территориальные особенности ДФО. Идет работа по беспилотникам, малому судостроению, сборочным производствам, в частности, спецтехники. Это из  крупного, что касается финальной продукции. Не люблю забегать вперед и бегать с флагом, пока ничего не случилось. Доведем до этапа реализации — расскажем, здесь важно не спугнуть, чтобы не переманили. Конкуренция между регионами.

Не изобретать велосипед

Основной же упор будем делать на развитие на территории республики поставщиков для крупных госкорпораций, вертикально интегрированных структур. Речь о четырех структурах, которые нас интересуют в первую очередь, назову их в порядке масштабности: «РЖД», Объединенная судостроительная корпорация, Объединенная авиастроительная корпорация, «Вертолеты России». Не секрет, что у таких крупных интегрированных структур большое количество поставщиков являются монополистами, что приводит к тому, что с некоторыми из них у них есть системные проблемы. Это высокий уровень цен, зачастую необоснованно завышенный, срывы сроков поставки, недостаточное качество. Монополист не очень заинтересован в том, чтобы ситуацию менять в лучшую сторону. В зарубежной практике, например, нормально, когда по каждому виду изделия имеются два-три поставщика. Это обеспечивает нормальную экономику поставок и технологическую безопасность и качество продукции. 

В этом направлении мы не являемся первооткрывателями. Чтобы не изобретать велосипед,  идем по пути индустриального парка «Мастер» из Татарстана, который был создан под развитие поставщиков для КамАЗа. Допустим, КамАЗ говорил: сейчас покупаю бензобак за 100 рублей 100 штук в год. Если резидент готов поставлять за 99 рублей, то предприятие делило объем с действующим поставщиком и заключало договор на три года по этой цене. Мы хотим сделать примерно то же самое, но в гораздо более сложных отраслях. Но Татарстан это сделал в 2005 году. Когда я был там в 2015 году, этот индустриальный парк располагался на площади около 500 тысяч квадратных метров, там трудилось около 5000 человек, с общим объемом выручки 15 млрд рублей. Мы сейчас говорим, что хотим сотрудничать с «РЖД», ОАК, «Вертолетами России», которые в совокупности составляют более 7 КамАЗов. Потенциал колоссальный, наши цифры полностью будут зависеть от того, насколько активно мы будем бежать в этом направлении.  Сколько мы сможем взять – зависит от нашей сноровки и скорости бега.

Сегодня для республики есть окно возможностей создать всю необходимую инфраструктуру. Я имею в виду производственные площади, коммуникации, оборудование, чтобы помочь нашим предпринимателям приобрести льготное оборудование, сформировать программу развития кадрового потенциала, и самое главное, что требуется от министерства, это дать доступ нашему среднему и  малому бизнесу к информации о необходимых изделиях для этих крупных структур. 

- Как вы относитесь к критике, которая часто звучит и от СМИ в том числе, что у нас не осталось своей промышленности?

- Она осталась в формате крупного бизнеса. Малый и средний бизнес в промышленности практически не участвует. Поэтому все, о чем я говорил, это вызов для малого предпринимательства взять эту нишу. Повторюсь, мы обеспечиваем информацию о спросе – по каким ценам, в каких количествах, какая продукция нужна. Обеспечиваем площади, оборудование, людей. Вопрос – а пойдет ли средний и малый предприниматель в организацию такого бизнеса, когда ему созданы все условия? Выбор за нашими бизнесменами, обсуждения регулярно проводим.

- А как ситуация со средним  и малым бизнесом?

- Сложная. Но она стала поворачиваться в лучшую сторону с открытием центра «Мой бизнес». Мы достаточно большой процент предпринимателей охватили, хотя бы вошли во взаимодействие, стали рассказывать, что этот центр из себя представляет и зачем он нужен. Пока он один, но в планах Минэкономики РФ помочь нам сделать пять таких в республике. Я для себя как задачу-максимум ставлю, чтобы таких центров было порядка 30.

В Бурятии около 28 500 субъектов малого и среднего бизнеса

- С января грядет увеличение налоговой нагрузки на субъекты среднего и малого бизнеса. Не подкосит ли этот  шаг предпринимателей, не начнется ли исход ипэшников, не станут ли они переходить на «серые схемы»?

- Такие риски существуют. Риски присущи для малого и среднего бизнеса по всей России, обсуждение повышения налогов идет на всех уровнях. Но государство приняло это решение и нам необходимо под него адаптироваться. 

Тут бы я сконцентрировался над созданием малого и среднего бизнеса. Тот же  «Мой бизнес» оказывает поддержку. Хотелось бы, чтобы и сам бизнес пошел навстречу и проявил активность. В беседах с предпринимателями без галстуков чаще всего слышишь, что это невозможно, все по блату. Ничего подобного. Система уже не так работает. Она идет с минимальным участием человеческого фактора. Для нас важно, чтобы вся поддержка оказывалась на одинаковых условиях.

Вообще в Бурятии много людей, у которых есть свежие и инновационные бизнес-идеи. Когда приглашаем  в Бурятию инвесторов, мы им говорим, какая у нас красивая Бурятия, какая природа, богатства. Но лучше, чем мы, местные жители, ее потенциал не знает никто. Человеку из другого региона требуется время, чтобы вникнуть во все нюансы, оценить достоинства и просчитать недостатки. Кто об этом знает лучше, чем мы сами? Давайте предлагать готовые бизнес-решения, «упакованные», под которые не хватает только денег.

Достать идеи из головы предпринимателя

- На ваш взгляд, какие направления для развития бизнеса были бы более актуальными, интересными?

- В министерствах  и ведомствах видят много перспективных направлений. Зачастую мы удивляемся, почему же в них никто не идет. Для нас эти направления являются очевидными, что по этому продукту точно будет спрос, он будет востребован. Но проникновение этой информации в широкие массы, неважно, от Минпрома или другого  министерства, минимальное. На прошедшем недавно Дне инвестора, на круглом столе, где я был модератором, предложил вариант решения. Сделать отдельный раздел на специализированном сайте invest-buryatia.ru, где можно выкладывать те направления бизнеса, которые наши ведомства, министерства, общественность считают перспективными. Мы сделаем все возможное, чтобы информация была доступной и открытой. Кому интересно — берите, прорабатывайте глубже.

Кроме того, надо из голов наших предпринимателей доставать их идеи. Простой пример, когда в частных беседах с главой района обсуждаешь бизнес, задаешь вопрос, есть ли у них люди с бизнес-идеями. Отвечают: да, у нас много бизнесменов с большим количеством бизнес-идей. А где же они? Почему идеи дальше никуда не уходят? Практически всегда звучит простой ответ: а где они возьмут деньги?

Знакомство с инвестором

- Мы, собственно, для этого инвесторов и привозим. Поэтому очень важно наладить сбор бизнес-идей и не просто фиксировать их, а по каждой сформировать конкретный бизнес-план и экономическую модель с обоснованием. Когда в республику приезжают потенциальные инвесторы, они хотят услышать и увидеть конкретную финансовую модель. Тогда беседа проходит не на уровне общефилософских тем, а происходит понятный бизнес-диалог. 

Возвращаясь к сайту invest-buryatia.ru. Если бы у нас была проведена работа по двум предварительным этапам – сбор идей и их переработка в конкретный бизнес-план, тогда была бы возможность дать  на сайте полноценную базу данных, куда инвестор зайдет и увидит четкие лаконичные цифры. В этой информации инвестор увидит интересующее направление бизнеса, общую емкость инвестиций, срок окупаемости,  рентабельность, контакт менеджера от фонда регразвития, который ведет этот проект и краткую презентацию. Тогда в рамках тех бизнес-миссий, которые к нам приезжают, это будет не просто первое знакомство. Они заранее изучат проекты и приедут не в формате  «посмотреть республику», а к конкретному бизнесмену, который хочет проект реализовывать. 

- Давайте поговорим о местных предприятиях. Что с ними  происходит? «Бурятзолото», «Улан-УдэСтальмост». Будут ли попытки реанимировать ОАО «Молоко»?

- Попытка реанимировать ОАО «Молоко Бурятии» идет. Сейчас идет общение с теми, кто потенциально может выступить инвестором. Мы заинтересованы в том, чтобы оно работало. Примеры, когда предприятие  в результате прихода инвестора включается в состав крупной группы компаний, где все друг друга поддерживают, есть, и в этом нет ничего плохого. У ОАО «Молоко Бурятии» может появиться инвестор, который профинансирует накопившиеся проблемы и позволит получить шанс на возрождение. Мы, по крайней мере, на это надеемся. Для Минпрома «Молоко Бурятии» не подведомственная компания, но мы в меру возможностей помогаем коллегам из Минсельхоза.

Самый негативный сценарий, который может случиться с «Молоком Бурятии», – это ситуация, аналогичная «Улан-УдэСтальмосту».  Хотя по нему все закончилось благополучно, на данной стадии появился новый собственник, который сейчас изучает перспективы загрузки. Он заходил, уже понимая, в каких направлениях предприятие должно двигаться. Времени мало прошло с момента покупки, нужно дать какое-то время задумки превратить во что-то реальное, конкретные контракты.

Топ-10 дикоросов

- На одном из заседаний Совета Народного Хурала депутаты возмущались, что республика не может себя прокормить. Как с торговлей дела обстоят?

- Чем больше у нас будет того, чем торговать, тем лучше дела будут обстоять в торговле.  Если мы говорим про торговлю внутри республики, не вижу особых проблем. Все достаточно стабильно, мы внутри комфортно обмениваемся товарами. Что касается внешней торговли, там надо развивать все направления, где можем что-то продать. Можно изучить экспорт - какие есть запросы от внешнего рынка, совместить их с возможностями республики по производству товара. И тут у предпринимателей есть поддержка в виде Центра экспорта. Стратегия проста – нам нужно увеличить как число экспортеров, так и объемы экспорта тех, кто уже начал продавать за рубеж. 

Центр экспорта РБ оказывает широкий спектр услуг на бесплатной основе:

  • консультации по вопросам ВЭД,
  • подготовку и аудит внешнего контракта,
  • валютный контроль,
  • софинансирование затрат на участие в международных выставках,
  • обучающие семинары по внешнеэкономической деятельности,
  • организацию зарубежных деловых миссий.

Можно сформировать региональные программы по выбранным направлениям, интересным для Бурятии, чтобы целенаправленно их развивать. Взять те же дикоросы, которые уже стали притчей во языцех. Я еще в августе изучил этот вопрос, обратился к первопричине. Лесной кодекс РФ запрещает сбор дикоросов для коммерческих целей, можно использовать только для личного потребления. Для коммерческой цели дикоросы можно собирать только по правилам лесозаготовки. Лист брусники по правилам лесозаготовки бизнес собирать не будет никогда. Потому что это надо взять в аренду много гектаров леса, провести необходимый комплекс работ, выиграть аукцион, заботиться об этом участке леса. Ради сбора листьев брусники? Никто этого делать не будет. Единственное решение этого вопроса – создание на уровне республики регионального оператора, чьей задачей будет вести все работы в этом направлении.

От центра «Мой бизнес» мною еще в октябре было инициировано экспортное исследование: какие дикоросы Бурятии в потенциале будут пользоваться наибольшим экспортным спросом. До конца года исследование должно быть завершено, и мы  будем понимать, какие топ-10 наших культур дикоросов, которые востребованы на экспорт. В задачи упомянутого регоператора войдет совместить эти топ-10 позиций с картой республики, где лучше всего произрастают эти культуры. Тогда регоператор может взять лес на много лет в аренду, и у нашего малого и среднего предпринимательства в сотрудничестве с оператором появится возможность организовывать пункты заготовки, фабрики переработки, проводить сертификацию на экспорт и поставки. Вот тогда система заработает. А пока мы это собирать даже не можем, поэтому как о бизнесе речи идти не может.

Министерство делает все для того, чтобы помогать предпринимателям на каждом этапе. Ждем и от предпринимателей активности.

Автор: Инна Етабаева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях