Поездка в Хоринский район к «Большому Будде» стала особенной. Мы, пожалуй, впервые увидели то, как можно и, самое главное, как нужно превращать уникальное место в почти идеальный туристический объект. Надеемся, что отчет о нашем небольшом путешествии будет воспринят туроператорами республики как призыв к действию.
В ходе своих поездок по Бурятии мы не раз бывали в сакральных местах республики. Притронулись к священному камню Арьявалын Ранжун (Арья-Баала Ранжун), что возле старейшего буддийского храма «Балдан Брейбун», увидели священную тункинскую гору Холма-Ула. Путешествуя по Тугнуйской долине, добрались до знаменитых «Пяти пальцев» («Табан хурган»), а во время экспедиции по Оке не преминули возможностью взглянуть на след подковы Гэсэра - огромную воронку, куда обрушивается водопад Сайлак. Мест было много, перечислять все не будем, так как отчеты о наших поездках можно найти на страницах «Информ Полиса» и на сайте infpol.ru.
Однако, просматривая свои записи, мы обнаружили небольшое упущение: в наш «маршрутный лист» почему-то не попал уникальный объект в хоринской тайге – 33-метровое изображение Будды на скале Баян-Хонгор. Мы решили исправить эту ошибку и отправились в село Баян-Гол. И, надо отметить, эта поездка нас очень удивила.
Давняя задумка
Для начала стоит напомнить, как появился лик Будды на хоринском скальнике. Это довольно необычная и интересная история. В северном буддизме как-то не принято высекать лик божества на скалах. Это больше характерно для представителей Юго-Восточной Азии. Например, наскальное изображение Будды, выполненное из золотых пластин, можно увидеть в Таиланде на горе Кхао Чи Чан. В китайской провинции Сычуань находится самое древнее наскальное изображение божества высотой 71 метр. Ему около 1 200 лет, а на создание барельефа ушло почти 90 лет.
В Бурятии такие шедевры не делались. Идея пришла в голову жителям хоринского села Баян-Гол, которые давно приметили скалу с идеально плоскими гранями в урочище Баян-Хонгор. После сельского схода баянгольцы обратились к настоятелю дацана на Лысой горе в Улан-Удэ Еше Лодой Ринпоче. Тот предложение одобрил. К тому же, как выяснилось, это была и его давняя задумка.
Как сообщил «Информ Полису» еще в 2016 году ближайший ученик Ринпоче геше-лхарамба Тензин-лама, во время посещения Ольхона Багша был восхищен красотой и мощью скал, вырастающих из водной глади и устремляющихся в небо.
- Тогда у него родилась идея – сделать большую статую Всемирного драгоценного Учителя Будды Шакьямуни на скале, - рассказал Тензин-лама.
Но на Байкале это было сложно сделать. Долго не находили подходящего места и в других районах Бурятии. Однако в 2015 году, когда под Баян-Голом устанавливали статую Будды, изготовленную в Индии, ламы обратили внимание на одну из горных вершин. Скала подходила идеально – ровная, красивая и достаточно высокая, около полусотни метров. К тому же Баян-Хонгор с давних пор считалась у хоринских бурят сакральным местом. Там ежегодно проводят молебны, построены домики, в которых находятся священные свитки и статуэтки буддийских божеств.
- Но Учитель тогда сказал, что время еще не пришло. И вот спустя год (в 2016 году) жители Хоринского района сами вышли с этим предложением. Ринпоче долго обдумывал и в итоге согласился, - сообщил Тензин-лама.
Осуществить проект удалось всего за несколько месяцев. Нашлись спонсоры, мастера и художники. Делать полноценную статую не стали. Мастера сняли слой породы, высекли контуры Великого учителя, восседающего в позе лотоса, и расписали краской. В работах принимало участие все население Баян-Гола. В итоге образ Будды Шакьямуни получился максимально величественным, но с минимальным воздействием на природу.
«33» и миллион цветов
Высота изображения Будды на скале Баян-Хонгор ровно 33 метра. И это не случайная цифра. В буддизме число «33» имеет сакральный смысл. Считается, что существует самый высокий мир на Земле, так называемый Траястримша («Мир 33 богов» или «Собрание 33 богов»), который находится на вершине горы Сумеру.
Интересно, что буддийские святыни обычно возводят лицом на юг. Это касается и храмов, и ступ, и статуй. Но в Хоринском районе Будда смотрит на запад. Как рассказал Тензин-лама, это было сделано осознанно.
- Мы хотели немного отойти от традиции и сделать так, чтобы взор Будды был направлен в сторону Москвы и других больших российских городов. В такое непростое время это было просто необходимо сделать для блага всей страны, - объяснил священнослужитель.
В сентябре 2016 года Еше Лодой Ринпоче провел ритуал освящения изображения Будды Шакьямуни. На церемонию приехали тысячи людей – не только из Бурятии, но и из других регионов России. Тогда же было сделано и первое подношение – фрукты и миллион цветов.
- Во все времена возведение статуй Будд, ступ, дацанов считалось благотворным делом. В местах, где они появляются, все приходит в гармонию, - сообщил тогда Тензин-лама. - В природе прекращаются катаклизмы, в отношения людей приходит взаимопонимание, они меньше болеют и умирают от несчастных случаев, все живое обретает мир и покой.
Удивительный Баян-Гол
За всю страну сказать не можем, но, судя по увиденному, в хоринское село Баян-Гол действительно пришли покой и гармония. Нам приходилось бывать во многих деревнях Бурятии, в том числе и в тех, которые относятся к самым красивым. Там было неплохо. Но Баян-Гол просто удивляет своей ухоженностью и аккуратностью.
На улицах не видно ни мусора, ни развевающихся на ветру пакетов или «залежей» бутылок, как это обычно бывает во многих селах. Все чисто и облагорожено. Есть даже пешеходный переход со световым индикатором! Поразило и озеро возле села. Такую хорошо обустроенную зону отдыха в Улан-Удэ не увидишь!
Есть скамейки, качели, обзорная площадка, с которой можно любоваться на гладь водоема. Рядом спортивная площадка и ровный «строй» субурганов.
Продумали сельчане и маршрут к своей достопримечательности, понимая, что изображение Будды обязательно привлечет поток туристов. На дороге то и дело встречаются указатели. Так что заблудиться невозможно.
А у подъема на гору имеется площадка, где можно оставить автомобиль. Там же есть и юрты – по всей видимости, летом они работают как кафе. Учли баянгольцы и трудности пешего перехода к скальнику. На каждом повороте или подъеме установлены лавочки, где могут отдохнуть уставшие путники. А перед завершающим подъемом имеются обеденный стол и туалет. И это в отдаленной таежной местности!
Будда на скале
Не менее впечатляюще оформлена и площадка возле «Большого Будды» - аккуратно сделанные помосты, лестницы, металлические, деревянные и даже вырубленные в скале. На всех сложных участках установлены поручни.
А уж как великолепен на скале Будда, заигравший в лучах солнца! Это просто невозможно передать! Можно только увидеть и прочувствовать (к сожалению, фотографии не могут передать все цвета, краски и, что самое главное, энергетическую мощь этого места).
Посмотреть на величественное изображение можно как с земли, так и поднявшись на специальную площадку. Кстати, с нее скала с ликом Будды кажется более внушительной – словно стена до небес! Еще можно пройти по специальному помосту у подножия сидящего на цветке лотоса Будды и оставить там подношение.
Обойдя скалу, можно выйти на вторую точку скального комплекса Баян-Хонгор – туда, где установлены статуи Будды, привезенные из Индии.
И опять мы были впечатлены тем, как основательно сделан этот объект. Повсюду металлические лестницы и переходы, перекинутые через валуны. Так что безопасности верующих и туристов здесь уделено большое внимание.
Здесь же можно взойти и на обзорную площадку, с которой открываются величественные виды на степную долину. Там можно предаться релаксу и подумать о бренности бытия. Ну а если раздумывать некогда, можно взять в руки камеру и запечатлеть свое пребывание у «Большого Будды». Те, кто не мыслит себя без социальных сетей, тоже не впадут в уныние – на вершине скалы телефон принимает устойчивый сигнал.
Идеальный объект
Подведем итог. Путешествие на Баян-Хонгор стало для нас настоящим открытием в плане того, как нужно правильно обустраивать туристические достопримечательности. Мы бывали в разных местах, которые уже являются или могут стать визитной карточкой как района, так и республики в целом. Некоторые из них оборудованы, порой даже неплохо. Другие, несмотря на имеющийся потенциал, остаются «дикими» памятниками. Да, там интересно, красиво, необычно. Но объект совершенно не подготовлен для туристов – нет ни ограждений, ни обзорных площадок, ни зон отдыха со всей соответствующей инфраструктурой (указателями, лавочками, столами, мусорными баками, туалетами). Иногда нет и тропинок, что превращает достопримечательность в довольно опасное место, где можно упасть, получить травму или заблудиться. И такую полнейшую «анархию» можно встретить даже на весьма «раскрученных» объектах, куда организованно возят туристов, совершенно не задумываясь о том, что все эти «бытовые мелочи», по сути, таковыми не являются. Порой они создают столь гнетущее впечатление, что турист не только сам больше не захочет туда приезжать, но и другим не посоветует. Поэтому местные туроператоры то и дело удивляются отсутствием спроса на их услуги. Вроде и маршрут есть, и автобус, и гид… А турист не идет. Зато там, где к вопросу подошли грамотно, от путешественников отбоя нет.
Именно такой грамотный подход мы и встретили в селе Баян-Гол. Думается, что туроператорам, стремящимся привлечь к себе туристов, следует взять «Большого Будду» за образец. Ну а тем, кто еще не видел Будду в хоринской тайге, советуем обязательно добраться до Баян-Гола. Ведь это не так уж и далеко от Улан-Удэ.
Пожалейте деревья!
Бяан-Хонгор – место священное. Поэтому многие по привычке стремятся «украсить» деревья и кустарники хадаками и ленточками. Но делать этого не нужно! Возле скалы установлены информационные щиты, которые предостерегают от таких действий. «Просьба не вешать хадаки на деревья во избежание засыхания!» - гласят предупреждения. Некоторые, правда, все равно не слушаются... Но в целом местность избежала участи быть «завешанной» лентами. Поэтому тайга там живая.