В декабре в республиканских СМИ вышла серия публикаций о работе в Республике Корея, часть из которых больше похожа на «инструкцию» по успешному прохождению миграционного контроля при въезде в страну.
В связи с этим корреспондент «ИП» обратился к руководителю территориального органа – представителю Министерства иностранных дел России в городе Улан-Удэ Александре Пономаревой и узнал, какие риски несут жители Бурятии, решившие нелегально жить и зарабатывать в Южной Корее.
- Напомните, с какого периода жители республики стали усугублять дружеские отношения между Южной Кореей и Россией?
- Тема нелегальной трудовой миграции из Бурятии в Южную Корею существует не первый день. Она возникла после подписания Российской Федерацией и Республикой Корея межправительственного соглашения о взаимной отмене визовых требований в ноябре 2013 года, которым установлен безвизовый режим для граждан, въезжающих с целью туризма на период не более 60 дней. Здесь речь идет именно о краткосрочном пребывании в качестве туристов без права занятия трудовой деятельностью.
Несмотря на то что соглашение четко регламентирует необходимость получения визы соответствующей категории для граждан, планирующих работать, учиться или постоянно проживать на территории страны, многие соотечественники, пользуясь безвизовым режимом для поездок в Южную Корею, под видом туристов едут на самом деле на нелегальные заработки. Часть из них возвращается через отведенный соглашением 60-дневный срок, многие остаются, сознательно усугубляя свое положение, добавляя к нарушению в части несоответствия заявленной цели въезда реальному пребыванию еще одно нарушение – превышение допустимого срока нахождения в стране без виз.
- Если человек нарушил визовый режим, что ему грозит?
- Следует помнить, что южнокорейские миграционные органы, как и соответствующие службы в любой другой стране, в том числе в Российской Федерации, ведут работу по выявлению иностранных граждан, нарушающих миграционный режим и другие правила и нормы местных законов. При выявлении таких лиц им грозит депортация с закрытием въезда на длительный срок. В большинстве случаев все расходы, связанные с ожиданием депортации на родину и приобретением обратного билета, оплачиваются гражданами самостоятельно.
Однако такие перспективы наших людей нисколько не пугают. Не учит граждан и собственный опыт. В представительство не раз поступали обращения родственников жителей Бурятии, выехавших на заработки в Корею и попавших в разные ситуации: непропуск органами миграционного контроля при прилете в аэропорт Инчхон, задержание в стране в ходе рейдов по выявлению нелегальных мигрантов, арест правоохранительными органами по подозрению в совершении преступлений, как правило, это драки с нанесением телесных повреждений, причем между самими россиянами, несчастные случаи – болезнь и необходимость экстренной медицинской помощи или медицинской эвакуации в Россию.
- По-моему, были даже случаи с летальным исходом.
- К сожалению, были и такие ситуации. Имелись обращения граждан с просьбой повлиять на своих нерадивых супругов или супруг, оставивших несовершеннолетних детей и не желающих возвращаться на Родину, а также от престарелых родителей, дети которых проживают в Республике Корея по несколько лет.
Абсолютно во всех случаях речь идет об осознанном пребывании на незаконной основе, но, будучи воодушевленными рассказами своих друзей и знакомых о больших заработках в Корее, граждане готовы идти на риски. А ведь это не только молодые неопытные люди, но и граждане сознательного возраста, в том числе предпенсионного. При этом характер предлагаемых корейскими работодателями занятий для россиян, как правило, связан с тяжелой физической нагрузкой: изнуряющий труд по уборке сельхозурожая, работа на заводе, в клининговой службе и т. д. Никто не задумывается о возможных осложнениях здоровья. А ведь медицинские услуги за рубежом, в том числе в Корее, очень дорогие. В представительство и российские загранучреждения в Республике Корея поступало немало обращений о содействии в покрытии медицинских расходов. К сожалению, таких полномочий у консульских учреждений России нет. В исключительных случаях российским консулам удавалось достигнуть договоренностей с клиниками о снижении стоимости выставленных счетов.
- Неужели больше ничего нельзя сделать?
- Действующим российским законодательством установлен порядок оказания медицинской помощи россиянам за рубежом – в соответствии с договором об оказании медицинских услуг, договором добровольного страхования, который оформляется в любой страховой компании до выезда за границу. Наличие подобного полиса, например, является одним из обязательных условий для получения Шенгенской визы. При поездках в страны с безвизовым режимом многие россияне пренебрегают подобными страховками. А зря. На практике это означает, что при наступлении несчастного случая за рубежом, требующего медицинской помощи в экстренной или неотложной формах, медицинской эвакуации в Россию, граждане, имеющие страховку, могут получить такую помощь бесплатно (в медицинских учреждениях по согласованию со страховщиком) или они могут получить возмещение расходов за такие услуги от страховой компании по возвращении в Россию. Отказываясь от страховки, все расходы несут сами граждане или заинтересованные лица (родственники, друзья). В республиканских СМИ было немало объявлений о сборе средств на лечение жителей Бурятии, пострадавших за рубежом – не только в Республике Корея, но и в Таиланде, Китае и других странах.
- Тем более сейчас говорят, что часты случаи обмана недобросовестными работодателями жителей Бурятии, отправившихся на нелегальные заработки…
- Поэтому мы призываем не верить обещаниям недобросовестных работодателей и агентов, якобы предоставляющих гарантии перспективной работы в Республике Корея, Китае и других странах. Не стоит обманываться примерами в соцсетях о больших деньгах. Помните, что вся ответственность за нарушение миграционного и иного законодательства лежит на вас самих.
Полномочия консульских должностных лиц строго регламентированы консульским уставом, международными нормами и законодательством страны пребывания.