Большинство интересующих нас вопросов решаются сегодня при помощи Сети. И если люди постарше еще помнят, каково это, жить без гаджета, то современные дети уже не могут представить свое существование без него.
Бесспорно, с помощью Интернета можно многому научиться. Но много ли среди нас тех, кто изучает между делом принципы высшей математики или основы мертвых языков. Согласитесь, что большую часть времени на экране смартфона мелькают развлекательные картинки и «видосики». Мы все меньше пытаемся пошевелить собственными мозгами.
Что такое «цифровое слабоумие» и чем оно опасно, нам рассказала психолог-профайлер Наталья Семенова.
Почти диагноз
По словам психолога, само определение можно рассматривать с разных сторон. К примеру, в Южной Корее это уже практически диагноз. Проявляется «цифровое слабоумие» очень просто: человек проводит слишком много времени в Интернете за просмотром роликов, картинок, чтением статей, в том числе и постов в социальных сетях. И всё это делается не потому, что входит в спектр его обязанностей работе или учебе. В общем, человек просто так, без какой-либо важной причины «залипает» в Сети.
- Он начинает часто пользоваться простыми интернет-сервисами - начиная от доставки, покупки товаров и заканчивая виртуальным сексом. Поглощая информацию, человек постепенно перестает её фильтровать и запоминать. Познавательные способности индивида снижаются, мозг не утруждает себя работой, ведь для того, чтобы найти ответ, ему уже не требуется напрягаться, достаточно залезть в поисковик и задать нужный вопрос. Человек перестает анализировать, делать выводы, таким образом, мыслительные операции совершаются им медленно, с большими погрешностями, что приводит к проблемам ориентации в реальном мире, - рассказывает психолог.
Кто виноват и чем грозит?
В первую очередь «цифровое слабоумие» связано с личностными особенностями людей: воспитанием, доступностью гаджетов, избытком свободного времени. Глупо бы было валить все на развитие Интернета. Всему виной - нежелание развиваться в личностном плане, лень.
- Взрослым такое состояние грозит в основном социальными проблемами: скандалами в семье, потерей работы. Бывает, что человек приобретает депрессию и даже ожирение или какое-нибудь реактивное психическое расстройство, если лишится доступа к Интернету. У детей могут быть также депрессии и другие серьезные психические расстройства, - отмечает Наталья.
Специалист говорит, что избавиться от этой пагубной зависимости можно, только приложив усилия. Лучше всего каждый раз, когда хочется залезть в Интернет, ясно осознать этот момент, подумать, что можно получить информацию другим способом, думать об этом не менее десяти минут. Разобраться, что нужно для решения вопроса, и только потом приступать к поиску. Получив информацию, попытаться переработать её, выделить из нее главное, второстепенное и сделать вывод.
- Если сказать проще, не нужно по каждому вопросу лезть в Интернет, не нужно смотреть и читать 90 % того, что вам попадается. Выберите главное для себя, учитесь думать, - говорит она.
«Вбил в поисковик запрос и прочитал мне»
Как рассказала Наталья, около двух лет назад в ее практике встречались уже такие зависимые люди. Психолог тогда получила задание от крупной московской компании: провести собеседование с кандидатами на должность управляющего филиалом в Улан-Удэ. Всего на собеседование к ней пришло около 15 человек, но один из них поразил ее до глубины души.
- Сначала меня удивил тот факт, что у человека не было высшего образования, хотя в объявлении о вакансии сие выступало обязательным условием. Как сообщил мне горе-кандидат, он не потрудился прочитать объявление полностью, потому что оно слишком длинное. Он прочитал, что требуется мужчина от 23 лет, с опытом работы в торговых сетях и что заработная плата от 60 000 рублей в месяц. Наш кандидат работал продавцом и имел образование 11 классов. Я, естественно, сообщила, что он не подходит, но он уверенно возразил, что знает и умеет все, так как пересмотрел кучу роликов на «Ютубе» и состоит в какой-то бизнес-группе в соцсети «ВКонтакте». Я ему указала на то, что в вакансии написано «опыт работы руководителем в торговых сетях от года». На что он мне ответил, мол, руководил «ячейкой» в клубе для похудения аж целых два месяца. Мне стало просто интересно, до чего это может дойти, и я спросила: «Что такое филиал и чем он отличается от представительства?». И что бы вы думали? Этот товарищ без какого-либо зазрения совести открыл свой телефон, вбил в поисковик запрос и прочитал мне солидный отрывок, причем отрывок оказался чьим-то постом на форуме. Кроме всего прочего, кандидат зачитал и ругательства, которыми сопровождался рассказ человека, обманутого директором филиала несуществующей компании. Я, сдерживая смех, попросила подытожить своими словами, на что кандидат сказал, что филиал - это подделка, типа фейк. Не могу сказать точно, было ли это в чистом виде «цифровое слабоумие» или там всё-таки более серьёзное расстройство, но с виду это был человек обычный, аккуратный. Подводя итог, могу сказать: цифровая индустрия развивается сумасшедшими темпами. Используйте это чудо цивилизации для развития, а не для деградации. Проанализируйте высказывание Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую», - вспоминает специалист.
Признаки «цифрового слабоумия»:
- утрата гаджета с выходом в Интернет вызывает чувство тревоги;
- роясь в Сети, человек читает только заголовки или смотрит картинки и фото, не вникая при этом, к чему они; иногда люди, не утруждая себя прочтением поста или статьи, оставляют комментарии к ним исходя из фото или заголовка, поэтому мы зачастую видим неуместные и глупые высказывания, суть которых заключается в том, что человеку некуда девать свою энергию;
- человеку, чтобы принять обычное решение (купить ту или иную вещь, вскипятить молоко, пойти в клуб), требуется узнать побольше информации, отзывов, советов из Интернета; как видим, человек как бы облегчает себе мыслительный процесс, перестает фантазировать;
- у человека сведено до минимума творческое мышление, все его решения и действия стандартны, он всё берет из Интернета (зачем изобретать велосипед, если его уже кто-то придумал?), в своих действиях полагается на инструкции, схемы, кейсы;
- он не размышляет на абстрактные темы, его не заботят идеи, смыслы, суть каких-либо явлений или вещей;
- он испытывает дискомфорт без доступа к Интернету, с трудом пользуется учебниками, испытывает затруднения, когда требуется в уме произвести несложные математические операции.
Наличие хотя бы одного из этих признаков (при том, что человек постоянно сидит в Сети без особых причин) свидетельствует о том, что в будущем ему грозит «цифровое слабоумие».