Три года назад на широкие экраны вышла криминальная драма «Смерти нет» депутата Госдумы Николая Будуева, посвящённая молодёжным группировкам Улан-Удэ в эпоху СССР. Отзывы на неё были неоднозначными – кто-то хотел посмотреть полную режиссёрскую версию, а кто-то, наоборот, заявил, что картину нужно сократить.
Разгромная рецензия на фильм появилась на сайте «Кинопоиск». Однако некоторые посетители популярного портала о кино отметили: это лучшее, что когда-либо делали в Бурятии. Известный журналист Александр Махачкеев в своей рецензии подчеркнул: авторы сняли красивый фильм с эпическим замахом и по голливудским стандартам. По его словам, результат получился превосходным, «но по меркам Бурривуда». В начале января 2018-го лента вышла в повторный прокат по многочисленным просьбам жителей республики – правда, в «усечённом» варианте.
Как выяснилось, «отголоски» времён «чав» и «чуваков» ещё сохранились на улицах бурятской столицы. Речь идёт о надписях вроде HHZ, которые тогда оставляли на стенах.
Кто-то из жителей Улан-Удэ запечатлел их на камеру и выложил в популярном местном паблике «Аноним 03» во «ВКонтакте». Судя по всему, дело было осенью, но опубликовали снимки только сейчас.
- После выхода фильма «Смерти нет» я походил ради интереса по улицам нашего города и нашел надписи из прошлого Улан-Удэ. Ещё не все покрыла свежая краска на улицах нашего города. Некоторые из них напоминают об эпохе уличного братства 80-90 х годов прошлого века, – поведал неизвестный автор.
«Решили убрать всю «воду»
За несколько недель до премьеры фильма Николай Будуев признался, что относится к своему «детищу» «очень критически».
- Хотя люди старшего возраста – прототипы героев и участники тех событий и молодёжь, которая смотрела фильм, говорят, что он хороший, – заметил он. – Все, конечно, немножко его критикуют. Девушки говорят, что там мало сцен любви, романтики не хватает. Кто-то считает, что нужно было уделить больше внимания старому времени. Нет претензий только по войне в Афганистане. Там всё получилось идеально. Изначально, когда мы смонтировали фильм и поняли, что он длится четыре часа, хотели разделить его на две части. Потом подумали-подумали… Сценарная линия как-то «ломалась». Решили убрать всю «воду». На самом деле, можно ещё пару сюжетных линий «рубануть» и сократить до двух часов. Если я всё-таки решу сделать федеральный прокат, то урежу.
Парламентарий подчеркнул, что его очень волнует реакция земляков.
- Я понимаю, что за пределами региона фильм, возможно, не вызовет интереса: там ведь не было ни чав, ни чуваков, – пояснил он.
Бюджет картины создатели предпочли не раскрывать.
- Деньги, конечно, какие-то были у нас, мы даже немного заплатили актёрам, хотя, заметьте, среди них нет ни одного профессионального. И именно поэтому в некоторых сценах фильм получился слабым, а в некоторых – очень искренним, – заявил Николай Будуев уже после того, как драма вышла в прокат. – Люди играли сами себя: бандиты – бандитов, трейсеры – трейсеров. Допустим, приходишь к человеку и говоришь: «Знаете, мы кино снимаем, нужно кафе». – «Ну берите». «Нужна машина». – «Ну берите». В этом плане работать в Улан-Удэ иногда достаточно просто. Благодаря связям каким-то, знакомствам. Во что оценить хорошие отношения между людьми?
Кстати, во время съёмок возникли сложности с поиском «чав»: большинство из них не дожили до наших дней. Кто-то умер от туберкулёза в тюрьме, кто-то «сгорел» от водки, кто-то «пал» в «уличных боях». А вот «чуваки» стали вполне успешными людьми. Среди них – немало известных в республике личностей.