18 января перестало биться сердце замечательного человека, бывшего главного энергетика Бурятии, бывшего директора «Бурятэнерго» Геннадия Очировича Борисова. Своими воспоминаниями о нем поделились его коллеги и друзья.
Потерял друга
Евгений Карпенко, бывший директор ЮЭС, профессор БНЦ:
– В 1958 году я работал в Гусиноозёрске, там в то время была небольшая станция. А Геннадий Очирович окончил Московский энергетический институт, вернулся в Бурятию и устроился в «Бурятэнерго». Однажды, это было в начале 60-х, его отправили на Гусиноозёрскую ТЭЦ проверить кипы и автоматику. Там и состоялось наше знакомство, с тех пор всю оставшуюся жизнь мы шли рука об руку.
В 62-м году меня перевели на Тимлюйскую ТЭЦ. Станция до этого была подведомственная, в ужасном состоянии, что называется, «доведена до ручки». В зольную даже заходить было страшно, а ведь там работали женщины, возили вагонетки с углем. Потом ее передали в «Бурятэнерго», а Геннадия Очировича назначили главным инженером. Мы здесь вместе проработали три года, устранили все огрехи: сделали золоудаление, провели реконструкцию котлов, поменяли роторы турбин, и станция заработала.
После этого он переехал в Улан-Удэ и стал работать главным инженером «Бурятэнерго», а меня перевели на Гусиноозёрскую ГРЭС, где я проработал директором 26 лет. Но все это время мы с ним общались. Это был талантливый грамотный руководитель. Он много внимания уделял развитию сетей. Его мечта – построить ТЭЦ-2, которая позволила бы более устойчиво и дешево снабжать теплом жителей Улан-Удэ, улучшить экологию города. К сожалению, пока это не удалось сделать…
Помню, был случай. В 69-м году мы с ним вместе ездили в Монголию. Из Москвы пришла телеграмма, что там построили станцию, а она имеет низкие показатели. Нас попросили разобраться, в чем дело. И вот мы приехали и фактически спасли начальника станции, которого обвиняли в плохой работе. Оказалось, что виноваты во всем проектировщики, а не он.
Сколько его помню, он всегда был энергичный, порядочный и очень надежный человек. Хороший семьянин, он очень любил супругу, детей, внуков. Мы были хорошими друзьями. У меня о нем осталась самая светлая память.
Пример для подражания
Виктор Котлыков, бывший главный инженер ЮЭС, пенсионер:
– С Геннадием Очировичем я впервые познакомился в 1971 году. Тогда мы, молодые выпускники Восточно-Сибирского технологического института, защищали дипломные проекты по специальности «инженер-электрик». Защита проходила в здании районного энергетического управления «Бурятэнерго». Председателем комиссии как раз и был Борисов. Он тогда занимал должность главного инженера.
Первое впечатление – это был технически грамотный специалист, довольно требовательный, но в то же время очень корректный. После защиты диплома я получил направление в РЭО «Бурятэнерго», точнее, в Южные электрические сети в город Гусиноозёрск, где отработал 33 года. Непосредственно Геннадию Очировичу я не подчинялся, но постоянно его имя, его работа были на слуху. Первые впечатления, которые я получил на защите дипломных проектов, у меня сохранились и в дальнейшем.
Во второй половине прошлого века шло формирование и развитие бурятской энергосистемы, интенсивно строились линии электропередачи, подстанции, развивалась база всех без исключения предприятий, создавались мастерские участки, монтерские пункты. Тогда же появились «Энергосбыт», автобаза. Было создано настоящее энергетическое многоотраслевое предприятие. И все это под непосредственным руководством и с участием Геннадия Очировича.
Он очень плотно занимался структурными подразделениями. При его содействии шло активное строительство социальных объектов. Не без его помощи на озере Щучьем создана учебно-производственная база ЮЭС. Здесь проводились и до сих пор проводятся обучение персонала, профессиональные соревнования электромонтеров, спортивные соревнования, летние и зимние спартакиады профсоюза энергетиков Бурятии. Вместе с бывшим управляющим «Бурятэнерго», заядлым туристом Мельниковым Геннадий Борисов создал туристический клуб «Вертикаль».
Он часто бывал у нас в ЮЭС, посещал ежегодные собрания, посвященные Дню энергетика и подведению итогов года. Его выступления были очень деловые, конкретные, в них разбирались результаты работы предприятия, ставились очередные задачи, подводились итоги соцсоревнований. Спрос со всех был довольно жесткий.
Единомышленники
Сталина Гуслякова, ветеран бурятской энергосистемы:
– Геннадий Очирович пришел на должность главного инженера РЭУ «Бурятэнерго» в 1967 году. Первое впечатление: высокий, стройный, всегда элегантно одетый, с высоко поднятой головой и открытой улыбкой, он сразу обращал на себя внимание и был доступен для общения работникам управления.
Поскольку я работала в то время инженером по подготовке кадров, первой задачей, которую поставил главный инженер в этом направлении, была создать курсы подготовки электромонтеров и курсы повышения квалификации мастеров и начальников РЭС.
Первые такие курсы начали работу в полуподвальном помещении здания «Бурятэнерго» на проспекте 50 лет Октября. Они стали базой для создания учебного комбината бурятской энергосистемы.
Повышение квалификации руководителей и инженерно-технических работников также находилось под пристальным контролем главного инженера.
Геннадий Очирович был инициатором при решении многих производственных и технологических вопросов, в то же время активно поддерживал любые предложения, касающиеся развития коллективов.
Вместе с ним Бурятский обком профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности, где я уже работала секретарем обкома, внедрял коллективные формы организации труда, бригадный подряд.
Он открывал первые в Бурятии спартакиады, в которых участвовали все коллективы энергосистемы, завода «Электромашина» и энергостроителей. Более того, Геннадий Очирович пригласил всех первых руководителей предприятий принять участие в спартакиаде. С той поры их проведение стало хорошей традицией.
Он никогда не прятался за спины других руководителей, если надо было идти на собрания коллективов в период принятия коллективных договоров. Особенно трудно пришлось ему в период «перестройки и гласности», когда шло реформирование энергетики, многомесячные невыплаты заработной платы породили митинги, забастовки. Необходимо было, с одной стороны, направить эту эмоциональную и порой непредсказуемую силу в нужное русло, с другой – оказать содействие и поддержку руководителям предприятий при решении трудовых споров в коллективах.
Борисов всегда с гордостью говорил, что с задачей сохранения энергосистемы, руководителей и коллективов предприятий энергосистема справилась успешно. И первую скрипку здесь играл не кто-нибудь, а он сам.
Мы с Геннадием Очировичем не были друзьями, скорее соратниками, единомышленниками. Более 50 лет шли рядом, следя за успехами друг друга и помогая в разных моментах жизни.
У меня всегда вызывало удивление и благодарность к этому человеку за его внимательное отношение к работникам, особенно к династиям энергетиков. Он очень хотел написать книгу о тех, с кем довелось работать. Не успел. Он и сам достоин такой книги. Если бы нашелся человек, кто это сделал с энтузиазмом!
Геннадий Борисов – патриот Бурятии в развитии энергетической мощи родного края, человек незаурядных способностей в области предвидения экономического развития промышленности, влияния энергетики на экологию республики.
Если б в списке почетных граждан республики появился хоть один энергетик, то первым среди них должен быть Борисов Геннадий Очирович!