В Бурятии продолжается обсуждение страшного инцидента, произошедшего 23 января. Напомним, в 111 микрорайоне стая собак напала на первоклассника. Мальчик получил множественные раны и сейчас находится на лечении. Журналист infpol.ru связался с семьей пострадавшего, съездил на место происшествия, а также узнал, что произойдет с теми агрессивными животными, которых отловили сразу после ЧП.
«С ребенком занимается психолог»
Тетя потерпевшего мальчика Сэсэг Нагаслаева рассказала, что просто так этот инцидент они не оставят. Уже в течение этой недели собираются подать иск на все инстанции, отвечающие за проблему бродячих собак в городе.
- На меня вышел юрист из Якутии, сказал, что готов помочь с исками безвозмездно. Там тоже были вопиющие случаи нападения собак, он как раз практикуется по ним, - рассказала она.
Действительно, похожий инцидент произошел в Якутии 20 января. Стая из 15 собак напала на 8-летнего мальчика. Региональные СМИ писали, что у ребенка множественные укусы рук и ног, разодраны глаз и голова. А жители республики требуют самых жестких мер по избавлению от собачьей угрозы. Власти с ними согласны, но на защите четвероногих стоит федеральный закон. СМИ сообщали, что в Ленске жители стали вешать собак на улице, начались серьезные народные волнения, появились призывы к митингам и самовольному отстрелу собак.
Сэсэг отмечает, что ее племянник начинает приходить в себя, настроение улучшается, потихоньку ходит. Но, несмотря на это, реабилитация будет долгой, сейчас с ребенком занимается психолог. Ему предстоит в течение 90 дней антирабическое лечение.
- Я это дело просто так не оставлю, я хочу справедливости, за нашего ребенка будет весь город, у всех есть дети и многие за них боятся. Те собаки, что напали, они были бездомными, без ошейников! Я понимаю – да, гуманный закон, но их нельзя возвращать обратно в то место, где поймали, лучше увезти в лес, пусть они там с волками бьются, но никак не с нашими детьми. Я просто переживаю за всех детей города, это ненормально, в любом районе Улан-Удэ их куча, они сворами бегают, - сетует Сэсэг.
«Было бы у меня ружье, я бы сам их отстрелял!»
На следующий день после ЧП корреспондент infpol.ru выехал в 111 квартал, чтобы оценить обстановку с собаками. Местные жители охотно рассказывают – собак действительно было очень много, и по улицам иной раз боялись ходить даже взрослые.
- У нас всегда тут много собак. «Мусорок» много, собаки собираются в стаи и бегают тут. Мы боимся, всегда с палкой ходим, - делится жительница 111 квартала.
- Было бы у меня ружье, я бы сам их с балкона стрелял, серьезно, очень страшно. Тут и дети в школу одни ходят и в садик детей водят, стабильно по 3-4 собаки встречается. Страшно! Отстреливать и отстреливать! – добавил мужчина, тоже житель этого района.
Мы объехали практически все улицы микрорайона, включая гаражи, и, не найдя ни одной собаки, отправились в соседние 112 и 113 квартала. Как выяснилось, сразу после нападения одичавших животных действительно отловили. Но, увы, это только временная мера. Спустя всего пару дней в пабликах и мессенджерах вновь начали появляться фотографии стай собак около урн.
«Их отпустят обратно в привычную среду»
О том, что будут делать с собаками, напавшими на ребенка, рассказал представитель компании по отлову «ЖАДА» Владимир Галсанов.
- 23 января, в той местности отловили 9 особей. Приехали на следующий день - ни одной собаки. Поэтому мы видим другую сторону произошедшего. Это может говорить о том, что много из них было домашних. А сейчас, после нападения люди перепугались и закрыли своих питомцев во дворах. Но это уже никак не докажешь, никто не сознается, что это их собака, никому это не нужно, - сетует Галсанов.
Также он добавил, что отловленные собаки сейчас находятся в горветстанции. И будут там в течение 10 дней. За это время их чипируют, вакцинируют, стерилизуют и исключат бешенство. А потом, скорее всего, отпустят в их привычную среду обитания.
- Это все согласно Федеральному закону №498. («Об ответственном обращении с животными» - прим.автор) Содержатся только те, кто проявляет немотивированную агрессию. Это понятие очень широкое, как его применять к собаке? – возмущается он.
Как отметил Галсанов, такие ситуации стали происходить из-за неотработанного на уровне республики механизма содержания животных.
- Отлавливать-то мы можем, кто-то может стерилизовать, а нет у нас питомников для содержания этих животных пожизненно, - рассказывает представитель компании отлова.
В Управлении ветеринарии Бурятии нам сообщили, что судьба этих собак пока не решена.
«Выживают, как могут»
А что думают зоозащитники? Мнением поделилась Наталья Филиппова, основатель приюта «Кот и пес».
- Основная причина из-за чего собаки оказываются на улице - это человек. Эти животные, возможно, когда-то были домашними, а их выкинули на улицу, вот и выживают, как могут. Факт агрессии мог произойти по разным причинам: может, они были голодными, может, ребенок себя как-то неправильно повел, женщина же писала, что он испугался и побежал, может, это и спровоцировало нападение, я не знаю. Ребенка, естественно, жалко, такого быть не должно. Причина всему этому - выброс животных на улицу, - рассказала Наталья.
Также она уверена - высока вероятность, что напавшие собаки были домашними.
- Нужно проводить работу с населением, чтобы они их стерилизовали, не плодили ненужное потомство и не выбрасывали потом их на улицу. Сейчас федеральный закон вступил в силу, собак будут отлавливать, помещать в приюты, стерилизовать, но, если другая часть населения будет постоянно выбрасывать и пополнять популяцию бездомных животных, мы и так не решим вопрос никогда. Для реализации федерального закона должны быть муниципальные приюты. Но в городах и районах республики нет ни одного. Поэтому непонятно, как будет исполняться закон, и куда будут помещать животных после отлова, - добавила зоозащитница.
Закон есть, а механизм не отработан
При этом оказывается, что у мэрии в буквальном смысле связаны руки новым федеральным законом. Судя по нему, даже этих агрессивных особей, уже почувствовавших вкус крови, усыплять нельзя. Да и вообще выясняется, что республика оказалась просто не готова к вступлению в силу закона «Об ответственном обращении с животными».
Известно, что закон принят еще в 2018 году. За весь прошлый 2019 год регионы России должны были подготовиться к вступлению в силу некоторых из его пунктов, в том числе о пожизненном содержании агрессивных собак. Но время уже прошло, а в республике так и не решили, как отлавливать собак и где их содержать. Зато деньги уже выделены. Ранее сообщалось, что на эти цели из бюджета будет выделено 19,2 млн рублей. Однако на кругом столе, организатором которого выступили активисты ОНФ, представитель Управления ветеринарии Бурятии уже озвучил другую сумму - в 2020 году на решение проблемы бродячих собак потратят 31 миллион. И зоозащитники, и профильные ведомства утверждают, что ее может не хватить. Управление ветеринарии отметило возможность дополнительного выделения финансирования из бюджета.