уголовное дело
6915
5

Дело загадочно погибшего в Бурятии Колина Мэдсена требуют возобновить

Адвокаты пожаловались на действия тункинских следователей в прокуратуру республики

Фото: соцсети

Жизнь 25-летнего Колина Мэдсена из США трагически оборвалась четыре года назад – весной 2016-го. Одним мартовским вечером он покинул гостевой дом в посёлке Аршан и ушёл в неизвестном направлении, не взяв с собой ни верхнюю одежду, ни мобильный телефон. Друзья, с которыми юноша приехал в Тункинскую долину – ещё один американец и двое русских парней – искали его весь день, но безрезультатно. Они обратились за помощью в правоохранительные органы.

А на следующее утро к поискам подключились пользователи соцсетей. Близкие, приятели и те, кто знал Колина лично, распространяли посты с призывами о помощи – казалось, просто не могли поверить, что с ним могло произойти несчастье. Молодого человека искали волонтёры, спасатели, члены добровольной народной дружины, сотрудники Тункинского нацпарка и неравнодушные местные жители. Помощи просили даже у шаманов. Товарищи Мэдсена называли его исчезновение не иначе как «мистикой».

Спустя неделю исчезнувшего юношу нашли мёртвым в полутора километрах от посёлка. Следователи пришли к выводу, что он скончался от переохлаждения. Позднее экспертиза показала, что за день до трагедии Колин вместе с друзьями употреблял наркотики. Его мать – Дана Мэдсен – в эту версию не поверила и даже опубликовала в соцсетях письмо, в котором попросила неравнодушных людей помочь узнать правду о смерти сына. А несколько месяцев спустя, в январе 2017-го, объявила вознаграждение за любую информацию, способную пролить свет на эту загадочную гибель. Родители студента даже обращались к американскому президенту Дональду Трампу. Но, увы, так ничего и не добились.

Ажиотаж вокруг этой истории не утихал ещё очень долго. Безутешная мать погибшего юноши не оставляла попыток добиться справедливости. Летом 2018-го она дала интервью СМИ и рассказала шокирующие подробности того дня, когда стало известно об исчезновении любимого сына. В марте 2016-го в Тункинском следственном управлении СКР по Бурятии возбудили уголовное дело об убийстве – по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса РФ. Летом того же года его прекратили, после чего это решение отменила прокуратура. Однако в начале 2019-го следствие вновь закрыло дело.

«Выводы экспертов вызывают сомнения»

Тем временем представители матери Колина – российские адвокаты Иван Павлов и Евгений Смирнов – настаивают на том, что смерть студента носила криминальный характер. Они не согласны с постановлением о прекращении уголовного дела и считают его «незаконным, необоснованным и подлежащем отмене».

- Вывод следствия о ненасильственной смерти Мэдсена не основан на фактических обстоятельствах, – заявил «Интерфаксу» Иван Павлов.

По словам Смирнова, «по делу было допущено множество существенных нарушений закона» и не проводились «необходимые следственные действия, что повлияло на решение закрыть его».

- Также выводы экспертов о ненасильственной смерти Колина вызывают сомнения и опровергаются рядом независимых исследований, проведённых ведущими специалистами в своей области, – добавил юрист.

В жалобе прокурору Бурятии адвокаты Даны Мэдсен просят надзорное ведомство признать незаконным и отменить постановление о прекращении дела, а также обязать следствие устранить допущенные при расследовании нарушения, проведя необходимые следственные действия. Оспариваемое постановление основывается на экспертизе трупа Мэдсена, однако, как указывают Павлов и Смирнов, специалисты не описали множественные повреждения на теле юноши, которые видны на имеющихся в деле фото и видео, и не выяснили, почему они появились.

Адвокаты отмечают: из объяснений экспертов «не ясно, в результате чего могли быть получены ссадины на теле». Вопрос, откуда взялись повреждения под одеждой и обувью Колина – «в частности, на плечах, предплечье, груди и задней поверхности стопы», тоже пока остаётся открытым.

Криминальный характер смерти

Кроме того, в жалобе прокурору Бурятии отмечается: после изучения обстоятельств смерти Мэдсена иностранные специалисты выяснили, что она носила криминальный характер. По мнению американских экспертов, положение тела Колина на том месте, где его обнаружили, доказывает, что погиб он в другом. А травмы и разрывы на одежде могут говорить о том, что студент был участником драки.

Адвокаты матери Мэдсена считают, что если расследование возобновится, по делу необходимо провести дополнительную судебно-медицинскую экспертизу. Павлов и Смирнов ставят под сомнение и результаты химико-токсикологической экспертизы, согласно которой следы наркотиков обнаружили в моче Мэдсена, но не нашли в волосах. Это, настаивают адвокаты, ставит под сомнение правильность экспертизы в целом и влечёт за собой необходимость проведения новой.

Выводы следователя, которыми он обосновал прекращение расследования, противоречат материалам и фактическим обстоятельствам дела, уверены оба юриста. Они заявили «Интерфаксу», что молодой человека вёл здоровый образ жизни, не употреблял наркотики и алкоголь, в том числе – во время поездки в Аршан и «ни до, ни на момент исчезновения не находился в неадекватном состоянии» либо в «состоянии наркотического или алкогольного опьянения».

Следователи также не учли, что погибший американец был опытным путешественником, обладал навыками поведения в трудных природных условиях, находился в хорошей физической форме и до этого бывал в Аршане не раз. Адвокаты говорят, что опрошенные друзья и знакомые характеризовали Мэдсена как самостоятельного, ответственного, пунктуального и хорошо ориентирующегося на местности человека. Однако следствие, утверждается в жалобе, не проверило, почему Колин оказался на таком большом расстоянии от места ночёвки и не смог вернуться назад

Адвокаты отдельно обращают внимание прокуратуры на то, что следствие устанавливало только обстоятельства событий 26-27 марта, когда Мэдсен пропал, и не выяснило, что с ним происходило до момента обнаружения 4 апреля. А ещё – не запросило биллинги мобильных телефонов приятелей студента, которые приехали с ним в Аршан. Как пояснил «Интерфаксу» Евгений Смирнов, жалобу в прокуратуру он с коллегой направил 3 февраля. На её рассмотрение у надзорного ведомства есть не более десяти суток.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях