Как попасть в программу
Какие основные цели преследует эта программа? Самое главное, это обеспечение высокого качества образования в сельских школах. Кто знает, вдруг в каком-нибудь районе нашей республики учится очередной Ломоносов. А современный подход в образовании детей немаловажен в нынешнее время. К сожалению, выпускники пединститутов не торопятся покидать комфортные городские условия.
Но «Земский учитель» имеет больше преимуществ в отличие от аналогичного проекта в сфере здравоохранения. Денежное вознаграждение - одна из главных причин принять участие в программе. Подать заявку и документы следует до 15 апреля текущего года. Подача осуществляется двумя способами: по электронной почте (все документы должны быть нотариально заверены) или прийти с оригиналами и копиями к региональному оператору. В нашем случае стоит обратиться в ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования».
С 16 по 30 апреля проводится экспертная оценка документов по критериям и формируется рейтинг. И если учитель прошел отбор, ему непременно придет оповещение в течение первых двух недель мая.
Но стоит отметить, что к участию не допускаются претенденты, планирующие «переехать» в то же место, где он проживает или работает.
Неизвестность пугает победителей больше всего. Чтобы справиться с волнением, претендент может выехать по желанию на новое место с целью ознакомления со своим рабочим местом. Также в обязанностях местной администрации стоит задача позаботиться о том, чтобы победителю не пришлось жить в шалаше, и непременно подобрать дом для учителя.
В приоритете те выпускники, которые после получения диплома возвращаются на малую родину. Огромный плюс - учитель сам решает, как потратить вознаграждение. Выплаты будут производиться уже в декабре 2020 года - 2 млн за свой труд.
Основные критерии
Совместно с Министерством просвещения были разработаны основные критерии и требования к учителям. В разработке учли и региональные особенности. Есть регионы, где потребность в кадрах ограничивается двумя вакансиями, а есть и такие, где 150 - 200 вакантных мест.
Поэтому такие обязательные требования, как возраст до 55 лет и наличие среднего профессионального или высшего образования, включены в дополнительные критерии. Например, дополнительные баллы начисляются за стаж, непрерывность педагогической деятельности, наличие первой или высшей категории.
Задаваясь такой целью, как поднять село, главное, не допустить ошибку: закрыв одну вакансию, не создать другую. Поэтому в рекомендациях Минпроса отдельно указывается на необходимость учета факта переезда из города в село. Есть регионы, которые ограничили такой переезд, закрепив в условиях соответствующие критерии: начисление или убавление от двух до десяти баллов. А некоторые полностью запретили переезд учителей, работающих в сельской местности.
Добро пожаловать в Бурятию!
Как обстоят дела с кадрами в нашей республике? Количество вакантных должностей по программе «Земский учитель» в Бурятии на 2020 год - 30 мест. Все вакансии распределили по районам республики, где муниципальные образования самостоятельно определяли приоритет по необходимым предметам и образовательным учреждениям. Особенно не хватает учителей английского языка, математики и начальных классов. Может показаться, что для целой республики 30 вакантных мест совсем немного, но для сельской школы такая нехватка весьма ощутима. В каждом районе выделено по одному вакантному месту, в отдаленных районах – Баргузинском, Баунтовском, Еравнинском, Закаменском, Курумканском, Муйском и Окинском – по две вакансии.
Судя по количеству поданных заявок на портале «Земский учитель» работать педагогами в селах Бурятии пожелали кандидаты из Забайкальского края, Иркутской области, республик Тыва и Саха (Якутия), Архангельской и Ульяновской областей и других субъектов России.
Программа «Земский учитель» очень актуальна для Бурятии. Это отличный инструмент для решения острых проблем на селе.