Недавно председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с инициативой отнести Байкал к «федеральным территориям». Такое понятие может появиться в Конституции России после внесения в неё поправок, сообщали ранее «Известия».
- У меня всегда болит душа за Байкал с тем, чтобы сохранить его для потомков и обеспечить решение всех экологических и иных задач. Территориально он относится к нескольким субъектам России, но я бы, например, создала специальную федеральную территорию, чтобы мы всем миром, что называется, сохранили и спасли это озеро, – приводит слова Матвиенко ТАСС.
Эту идею уже раскритиковал врио губернатора соседней Иркутской области Игорь Кобзев. Он уверен, что нет смысла относить священное озеро к федеральным территориям, поскольку оно является «неотъемлемой частью прилегающих регионов» – Приангарья и Бурятии. Кобзев считает, что принимать какие-либо решения без учёта мнения местных жителей недопустимо.
Такого же мнения придерживается и глава республики Алексей Цыденов. По его словам, в Бурятии уже есть пример, когда федеральный статус территории создаёт проблемы населению. Речь идёт о Тункинском районе, границы которого совпадают с границами национального парка – это единственный подобный случай не только в российской, но и в мировой практике. Из-за ряда ограничений, которые накладывает федеральное законодательство, местные жители фактически лишились права собственности на землю.
Как сообщает «Национальная служба новостей», противоположная точка зрения у известного стилиста и шоумена Сергея Зверева, который уже не первый год выступает за сохранение памятника природы.
- Они [региональные власти] там уже нараспоряжались, многое продано направо и налево, а делают вид, что это не они, а кто-то сверху указал, – цитирует его издание. – Потом же оказывается, что на верхах ничего и не знают об этом. Местные чиновники и местные цари нарулили там такого, что в итоге настроили нелегальные курорты для туристов в местах, где вообще этого делать нельзя. Считаю, что выделение озера в отдельную территорию федерального подчинения необходимо.
«Жизнь на берегу уникального озера в пяти режимах с кучей правовых коллизий»
Резкое заявление по поводу этой инициативы сделала депутат Народного Хурала Оксана Бухольцева, представляющая там интересы Северобайкальска. Накануне она опубликовала в соцсетях большой пост, в котором проехалась в том числе по спикеру Совфеда.
- Хорошо главному сенатору Валентине Матвиенко сидеть в Москве и беречь Байкал, болеть за него всем сердцем, – написала парламентарий на своей странице в Facebook. – Да и председателю Тульской областной думы Сергею Харитонову (именно он предложил поработать вопрос о создании в стране особых федеральных территорий – прим. авт.), больше просто не о чем горевать – только о нашем славном море. И гнетёт меня такое ощущение, что беречь наш Байкал всеми возможными и между собой противоречивыми постановлениями, законами, правилами, кодексами Москва старается именно от нас, местных жителей, но для потомков, для наших детей и внуков. И чтобы хорошо так сберечь. Прямо красной нитью прослеживается направление работы чиновников златоглавой – как бы побыстрей выжить нас, аборигенов, с земли обетованной.
По словам народной избранницы, ограничений на Байкале сегодня «воз и маленькая тележка».
- Ведь мы живём аж в пяти правовых режимных зона – водоохранной, рыбоохранной, Центральной экологической, зоне наследия ЮНЕСКО и Байкальской природной территории. Хорошо, что пока ещё хоть дышать местному населению разрешают. И то через раз, – отмечает Бухольцева. – Если что-то можно в одной зоне, то уткнёшься в запрет в другой. В конечном итоге федералы наделали уже столько бюрократических «делов», что теперь только успевают их переделывать, ломая ещё больше дров. И надзорам непаханое поле для работы, да и судам тоже. Всё – во имя сохранения Байкала. Да, это важно и нужно, никто не спорит. А достойная жизнь человека, живущего на берегу озера, никак не вписывается в это хитросплетение запретов?
По слова депутата, даже осуждённые точно знают, где им предстоит отбывать срок – в колонии строгого режима или в колонии-поселении.
- У них одна зона отбывания срока – не скажу, что комфортного. А наш срок – это жизнь на берегу уникального озера в пяти режимах с кучей правовых коллизий. Наше мнение никого почему-то не интересует, – возмутилась Оксана Бухольцева. – Вот только в Конституции РФ Байкала не хватает. Хотя, может они там нашу Конституцию прочитали и зачесали затылок – а что это в Бурятии Байкал в Конституции есть, а в России нет? Возьмут и просто спишут нашу 57-ую статью (скорее всего, речь идёт о 58-ой – прим. авт.): «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к озеру Байкал и другим природным богатствам». Хотя о чём это я, многие эксперты по внесению изменений в Конституцию РФ в первый её прочитали. Интересная, оказывается, книжка. Стыдно... (намёк на Исинбаеву)
По мнению парламентария, отбирать Байкал у Бурятии нельзя, «потому что в лучшем случае ничего не изменится, а в худшем полномочий местным властям прибавят, а вот денежные потоки будут вращаться до МКАД».
- Извините за сумбур. Я подилась в Прибайкальском районе, училась в Тункинском, живу в Северобайкальске. Я настоящий байкальский абориген – даже ни разу не понаехавший, – заключила Бухольцева.