Есть в нашей республике ещё и такое село, куда не заглянул XXI век. Посёлок Таёжный более 20 лет живёт без электричества, и, более того, люди словно смирились с такой судьбой и хранят лишь маленький кусочек надежды на то, что однажды в их домах зажжётся свет.
Мы отправились в Таёжный, чтобы узнать о том, как люди научились жить без света и как вышло, что когда-то перспективное село, снабжавшее государство лесом, сегодня стало никому не нужным.
«Кому не нравится – уезжайте»
Посёлок Таёжный – глубинка Селенгинского района. К тому же он абсолютно точно оправдывает своё название, поскольку располагается в гуще тайги, добраться куда можно не на каждой машине. А во время обильного снегопада посёлок и вовсе отрезан от внешнего мира. До административного центра – посёлка Ташир - отсюда 70 километров, а до Гусиноозёрска в два раза больше. Сквозь чащу леса по просёлочной дороге многие сельчане умудряются добраться и до федеральной трассы вдоль берегов Байкала.
Сегодня тут не более 30 жилых домов. Видна постсоветская разруха: развалины домов, фундаменты, заброшенные пустыри, запчасти от машин.
Строиться Таёжный начал в середине 60-х годов прошлого века. До этого здесь был обычный лесозаготовительный участок. Осваивали его люди из Хоринска. Поскольку им до родного дома было довольно далеко, они и принялись строить здесь населённый пункт.
- Занимались здесь тем, что готовили лес. Годовой план был 160 тысяч кубов. Работали восемь бригад: две большие по 20 человек и шесть малокомплексных по пять человек, - вспоминает местный житель Леонид. – В селе было много чего: школа-восьмилетка, два магазина, столовая, телефон, три раза в неделю рейсовый автобус ходил. А в клубе как какое мероприятие, так сесть негде было даже. В школе в каждом классе по 12 - 13 человек было.
Был здесь и свет. В 1996 году случился пожар, который уничтожил столбы, а вслед за этим в 1998 году неизвестные похитили и сдали на цветмет около 30 километров проводов. С тех пор электричества в посёлке люди не видели.
- Директор приехал и прямым текстом сказал: кому не нравится – увольняйтесь и уезжайте отсюда, - говорит Леонид.
И люди послушались. Да и другого выхода не было. Хотели люди или нет, им приходилось покидать родную глубинку, хотя бы ради того, чтобы учить детей в нормальной цивилизованной школе. И, наверное, не стоит говорить про все бытовые неудобства, которые повлекло за собой отключение света.
- Уехало из села, наверное, больше половины людей. Сегодня остались 50 с небольшим человек и 30 дворов. Да за двадцать-то лет привыкли уже без света! Мы можем в темноте разливать и всё ровно по рюмочкам будет, - смеётся Леонид. - Есть свет – хорошо, нету – ну и, как говорится, чёрт с ним!
«Скорая» едет сутки
Местное отделение почты здесь выполняет роль и магазина. Тут собирается много народа: купить продукты, получить пенсию, приобрести газеты или просто поговорить. Раз в месяц сюда привозят свежие и самые необходимые продукты и не только. Купить можно всё: от хлеба до посуды.
Для звонков в селе есть бесплатный таксофон. А если с ним перебои, то для связи приходится взбираться на высокую гору.
Что касается больницы, то с этим у жителей настоящие проблемы – «скорая» к ним едет почти сутки.
- Ближайшая больница за 70 километров, в Ташире. Приезжают к нам только на следующий день после вызова. Они примут звонок, потом едут из Ташира 36 километров до ближайшей заправки в поселке Селендума, и оттуда уже к нам, - поведал местный житель.
Уехали из-за школы и света
В 2012 году местные власти установили в посёлке дизельный генератор, и на восемь часов в сутки тут дают свет: с 9 до 10 утра и с 5 вечера до полуночи. Но, как признаются жители Таёжного, этого времени ни на что не хватает.
- Утром свет дают из-за школы, чтобы успеть детям чай сварить. Дома у нас дров много летит, потому что круглый год всё варится и готовится на печке, хлеб печём в печке. В пять вечера дают свет. Нужно успеть и постирать, и погладить, и телевизор посмотреть хочется. Очень неудобно это: то ли ты днем постираешь и вечером отдыхаешь, то ли перед сном приходится всё делать. Холодильников почти ни у кого нет. А смысл их держать? Вместо них морозильные камеры, которые успевают зимой холод держать. Ну а весной мы поневоле становимся вегетарианцами, потому что не сохранить мясные продукты, - сообщает местная жительница Светлана Вершинина.
Женщина 30 лет работает истопником в школе, где сегодня остались всего лишь четыре ученика. Учительница – приезжая из Гусиноозёрска. Но сегодня она в декрете и учить детей раз в неделю приезжает её муж. Так получилось, что до Нового года он проучил детей всего лишь 23 дня.
- Люди из посёлка уехали в основном из-за школы и света. Дети компьютеров не видят, у них ни информатики, ни Интернета. Хорошо, что учителя хоть приезжают. Кто смог, тот переехал. А остальным деваться некуда, вот и выживаем как можем. Продукты привозят на почту, есть всё, но цены высокие. У кого есть возможность, закупаются в Гусиноозёрске, - признаётся женщина. – Если бы был свет, то и село бы жило, никто не уезжал бы.
В Таёжном восемь рабочих мест: почтальон, директор школы, истопник и пять человек трудятся в Байкальском заповеднике. В основном же жители занимаются рыбалкой, сбором ягод, грибов, орехов, серы. Кто-то держит своё хозяйство.
Смирились
О проблеме давно знают местные власти.
- Проблема, конечно, серьёзная. В отдел промышленности ЖКХ в своё время мы писали много обращений, ещё при Наговицыне, - говорит глава СП «Иройское» Дарма Цыбекдоржиев. - И в 2012 году поставили дизельный генератор. До сих пор нам пишут, что средств нет. Там живёт не более 60 человек, а потому в 2017 году МРСК дали ответ, что затраты на проведение электричества нецелесообразны. Но мы все же начали решать этот вопрос. Написали обращение от лица жителей на имя депутата Госдумы Будуева о восстановлении энергоснабжения. Ждём результатов.
А вот жители, кажется, смирились с такой жизнью. И просто продолжают жить так, словно электричества тут отродясь не было.
- Понимаете, мы никому тут не нужны. Раньше от нас хоть польза какая-то была – мы лес государству давали. А теперь мы на иждивении района, - вздыхает Леонид.