Когда-то далёкое бурятское село Улюнхан ничем не отличалось от других. Так же на селе кипела жизнь, люди занимались разведением скота и прочими сельскохозяйственными работами, ну а любой праздник, как это водится практически по всей стране, сопровождался шумными гуляньями, после которых то и дело по селу слонялись жаждущие опохмелиться люди…
Но всё внезапно изменилось пять лет назад, когда на сельском сходе люди дружно решили, что пить надо бросать, а потому необходимо запретить продажу алкоголя. Инициативу поддержал глава села. И с тех пор в Улюнхане по сей день действует «сухой закон». Мы отправились туда, чтобы наглядно убедиться, как сегодня живёт «трезвое» село, что думают об этом люди и не теплится ли у них желание «развязаться».
«Раньше каждый день пили»
Наш путь в Улюнхан из Улан-Удэ начался в четыре утра. Если дел много и дорога занимает не менее семи часов, то это как раз самое подходящее время для выезда туда. Расположился бурятско-эвенкийский улус почти в 500 километрах от Улан-Удэ, среди красивых заснеженных гор Курумканского района.
Сегодня здесь проживает около 700 человек. Улюнхан - село довольно большое. Несмотря на это, на его широких улицах до обеда редко можно встретить людей. Спустя час Улюнхан понемногу оживает – вот кто-то поехал на санках за водой, кто-то погнал коров на водопой, а кто-то пошёл в магазин.
В магазин решил зайти и я, под видом приезжего покупателя, ничего не знающего про местный «сухой закон».
Несмотря на то что в магазине на полках, кроме соков и газировок, других напитков нет, я прошу бутылку алкоголя. Эта просьба вызывает у продавца улыбку, и как-то даже свысока она отвечает:
- Мы уже лет пять алкоголь не продаём, сухой закон у нас. Если нужно, то езжайте в соседнее село за 80 километров, - строго посоветовала женщина. – Запретить продажу спиртного решило население единогласно, а хозяев магазина на этом сходе даже не было, их просто перед фактом поставили: алкоголь не продавать. Никто из них против и не был, потому что население же всё решает.
Также продавец добавила, что на выручку это никак не повлияло, и даже с отсутствием алкоголя магазин имеет хороший доход, ведь ассортимент-то большой. Может, мне показалось, но в тот момент, когда женщина это говорила, на её лице появилось некое выражение, словно она думала в этот момент: «Эх, вот если бы выпивку продавали, выручка была бы больше». Но не нам судить, и это всего лишь моё первое впечатление, которое может быть и ошибочным.
Выходим на улицу и встречаем пенсионерку, которой задаём вопрос о том, как лично она относится к запрету продажи алкоголя.
- Мы трезвое село, - с гордостью заявляет Галина Будаева. - Мужья раньше каждый день пили. Теперь всё хорошо. Знаем, что алкоголь в магазинах не продают, и нам спокойно. Мы поддерживаем эту инициативу и очень этому довольны. Когда продавали, мужчины много пили, а сейчас очень редко, и мы спокойны за мужей своих.
После такой речи сразу же захотелось послушать, а что же думают эти самые мужья про «сухой закон». Ждать долго не пришлось, вскоре нам встретился мужчина, конечно, трезвый, тянувший за собой на санках флягу с водой.
- Алкоголь у нас достать сложно. Вон люди ходят с похмелья, ничего не могут найти, - заявляет Тумэн, кивая куда-то в сторону. – После праздников же все! А они проходят как обычно, на празднование алкоголь можно взять в Курумкане. Ну а что? Автобусы ходят, люди ездят. Но я поддерживаю инициативу запрета алкоголя двумя руками. Раньше я сам злоупотреблял, а теперь не пью уже семь лет. Теперь выпивку не продают, и тем лучше. «Развязаться» желания нет никакого.
«Требовали вернуть алкоголь в магазины»
Будь это хоть самое трезвое село в мире, но меня стал мучить один вопрос: неужели даже масштабные события вроде свадьбы здесь проходят «всухую»? В этом вопросе мне помогла разобраться местная жительница Далана.
- Ну, свадьбы в основном в городе все справляют. А на праздниках алкоголь, конечно, бывает, кому надо - закупают в Курумкане. Как Сагаалган без этого? Но народ всё-таки меньше стал пить, - поведала она.
Как рассказал нам другой местный житель, пожелавший остаться анонимным, до принятия этого закона село было настолько запойным, что сюда приезжали специалисты с лекциями против алкоголизма, которые посещало всё село. Пара человек даже бросили пить после этого.
- Бросили-то многие, только некоторые потом, что называется, снова пить стали, - рассказывает местный житель. – Ну а за последние лет пять хотя бы исчезли попрошайки, которые ходили у магазина и клянчили мелочь на бутылку. Таких сейчас в Улюнхане нет.
Теперь немного разъясним ситуацию. Решение о запрете продажи алкоголя на территории села предложил прежний глава поселения Владислав Сансаров на сходе жителей. Люди его поддержали, и с тех пор выпивка на полках магазинов исчезла.
- Началось все с инициативы местных жителей. Общественники требовали бороться с повальной алкоголизацией населения и готовы были на крайние меры. И решено было собрать сельский сход, на котором предыдущий глава и выступил с таким решением, - вспоминает глава поселения «Улюнхан эвенкийское» Баир Болотов. – Поначалу были недовольные. Противники нововведения требовали собрать сход и вернуть алкоголь в магазины. Но постепенно и они привыкли. Сегодня же недовольных нет.
Но пить не запрещено
Стоит отметить, что «сухой закон» в Улюнхане употреблять спиртное не запрещает. Просто введён запрет на продажу алкоголя. Об этом нам рассказал завуч Улюнханской СОШ Елена Бадлуева.
- Решение о запрете продажи спиртного было принято самим населением по призыву главы села. Дело в том, что у нас курортная зона и много туристов, и это нужно для того, чтобы не портить социальный облик села. Многие отказались от приема алкоголя вообще. Социальный уровень населения с тех пор и вправду повысился. Раньше люди тратили деньги на водку, теперь - на продукты, на образование детей, - объясняет завуч. - Есть те, кто семьями пить бросили и стали развивать подсобное хозяйство, увеличивать поголовье скота. Всех это удовлетворяет, все довольны. На праздники, бывает, выпивают, конечно, но толпы пьяниц у нас действительно исчезли.
Кроме этого, по рассказам местных жителей, в Улюнхане за пять лет значительно окрепли личные подсобные хозяйства. А преступность и смертность на почве алкоголя исчезли вовсе. Люди, наоборот, стали уделять больше внимания спорту, тем самым показывая прекрасный пример подрастающему поколению.
Очень хочется верить, что село действительно попрощалось с алкоголем. Но чтобы в этом убедиться наглядно, мне кажется, одного дня мало. К тому же один человек, попросивший не называть его имени, в конце поездки в Улюнхан рассекретничался, что спиртное тут всё же продают, но на дому, «из-под полы». Но это лишь его слова, которые он ничем не смог подтвердить. И все же, несмотря на это, «трезвое село» сейчас выглядит практически утопией, к сожалению, пока недосягаемой для очень многих деревень Бурятии.