Несколько недель назад портал «Life» рассказывал о посёлке Усть-Баргузин, где живёт восемь тысяч человек. Они страдают из-за многочисленных ограничений. Раньше основным источником заработка для местных был вылов омуля, но потом на его добычу наложили табу. Это фактически похоронило местные рыболовецкие предприятия.
Чтобы прокормить семьи, люди занялись браконьерством. Они не могут иметь собственного хозяйства, потому что посёлок попадает в охраняемую зону Байкала. Скот держать нельзя – экологическая зона. Морковку сажать запрещено, картошку – тоже. Даже хоронить людей на кладбище. Федеральные журналисты пришли к неутешительным выводам.
- За всеми этими нормативными документами, постановлениями прокуратуры, экологическими программами и прочими государственными решениями местного и федерального уровня куда-то потерялась жизнь десяти тысяч человек. Они веками ловили рыбу, а теперь нельзя. Научились пилить лес, но им тут же запретили. Скот завести они не имеют права и даже морковь и картошку сажать не могут, чтобы не нарушить уникальную экологию Байкала. Им запретили похороны в родной земле, – констатирует издание.
В некогда богатом поселке, который славился на всю республику мясным производством и рыбными продуктами, побывали и журналисты «Информ Полиса». Местные жители рассказали, что им страшно за будущее села, и они всерьёз переживают, что скоро им придётся покинуть родные просторы.
Социальная бомба
А недавно «Life» опубликовал ещё одну статью об усть-баргузинцах. Они отправляют письма в правительства Бурятии и России, Госдуму, Совет Федерации и администрацию президента. Активистов маленького посёлка принимали российский парламент и даже сам бывший министр природных ресурсов страны Сергей Донской. Кто только не выслушивал людей, но государственных решений так и не последовало.
Фактически под южный берег Байкала сегодня заложена социальная бомба. Чтобы привлечь внимание чиновников к своим проблемам, сельчане собрали 18 тысяч подписей. Они устраивают народные сходы и готовы на самые отчаянные меры.
Один такой сход состоялся в минувший четверг, 5 марта. В местном ДК собрались сотни человек. Почти все –безработные. Пришла и глава посёлка Светлана Кривогорницына, которая занимает свой пост всего четыре месяца. Она объясняла собравшимся, что муниципальные и региональные власти не могут решить главную проблему – снять ограничения, предусмотренные федеральными законами о сохранении священного озера.
Уставшие от отговорок люди даже не стали слушать чиновницу, и от беспомощности та зарыдала прямо на сцене. Ей стало плохо, вызвали «скорую» – и главу посёлка под руки увели из зала. А народный сход шумел дальше и решил собирать подписи для проведения митинга. Мимоходом вспыхнула идея перекрыть региональную автотрассу «Улан-Удэ – Курумкан». «У нас техника всё равно стоит пылится», – грозились мужчины.
Сложившаяся ситуация давно получила ироничное название – байкальская аномалия. Депутат Госдумы Николай Николаев, который активно выступал за временный запрет на вылов омуля, пояснил журналистам: при решении всех этих проблем необходимо искать баланс между интересами жителей и сохранением природы.
- В этой истории нет простого ответа. Есть люди, которые реально страдают и не могут приватизировать своё жильё, а есть те, кому дай возможность всё вырубать – и они будут продавать. Если пойти навстречу местному населению, вообще ничего не останется. Если ограничения разумны, их нужно сохранять. Если нарушают законные интересы граждан, нужно компенсировать или создавать новые рабочие места. Что касается ограничения на вырубку леса – когда на Байкале лес был традиционным видом деятельности? Ограничение на омуль тоже не означает, что нельзя ловить другую рыбу, – заявил народный избранник.
По мнению Николаева, региональные власти должны активнее включаться в обеспечение людей работой и нормальными условиями существования. Одной из причин возникших проблем парламентарий называет противоречащие друг другу нормы по жизни и деятельности на Байкале, и считает, что правительству и Минприроды надо дать ещё больше полномочий и рычагов. А местным он предлагает не убивать рыбу, а разводить.
- В Государственной думе и Совфеде знают о байкальской правовой аномалии. Бурятские чиновники уже нашли выход – гонять тысячи человек на вырубки за сто километров. Однако жителям Усть-Баргузина от этого не легче. Народ в Бурятии удивительно терпимый, но социальная бомба тикает, – заключает издание.